mihalchuk_1974 (mihalchuk_1974) wrote,
mihalchuk_1974
mihalchuk_1974

Categories:

Т-34, танк-легенда. Рождение, часть 1.

Буду потихеньку писать про Т-34, история создания которого, весьма и весьма интересна.

История создания «тридцатьчетверки» начинается, как ни странно с работ изобретателя-самоучки Цыганова. О них можно прочитать тут http://mihalchuk-1974.livejournal.com/28476.html. В январе 1937 года руководство АБТУ РККА, впечатленное результатами испытаний танков БТ-ИС конструкции Н. Цыганова, приняло решение о развертывании серийного производства БТ-7-ИС. В 1937 году предполагалось изготовить на заводе № 183 партию из 100 таких машин, отличавшихся от серийного БТ-7 лишь наличием привода на шесть опорных катков при движении на колесном ходу. Проектирование новой боевой машины и подготовку документации для серийного выпуска, естественно поручили КБ 190 под руководством Кошкина.
Однако, дело осложнялось тем, что в КБ и так не хватало людей, даже для работ по серийному БТ-7, не говоря уже о каком-то «левом» БТ-7-ИС. Видимо Кошкин сумел убедить свое руководство в лице Неймана в том, что у КБ нет ни времени ни возможности заниматься БТ-7-ИС, впрочем как и проектом глубокой модернизации БТ-7 – БТ-9.
Но тут поступили сведения о боевом применении советских танков в Испании. По этим результатам стало понятно, что при насыщении обороны противника скорострельной противотанковой артиллерией, танки с бронированием как у Т-26 и БТ, даже при массированном их применении на узком участке фронта, просто не успевают доехать до противника - их уничтожают раньше. Ну или они несут настолько тяжелые потери, что даже в случае прорыва обороны, о дальнейшем развитии наступательной операции речи вести уже не приходится. И грянул гром: АБТУ РККА в приказном порядке заставило КБ отдела 100 завода №183 форсировать работы по проекту БТ-9.
21 сентября 1937 года проект был представлен военным. Они его забраковали, а также остались недовольны вообще работой конструкторов. Более того вояки решили поставить во главе конструкторской группы, занимавшейся БТ-9 своего человека. Им стал военинжинер 3-го ранга, адъюнкт Военной академии механизации и моторизации (ВАММ) имени Сталина Адольф Яковлевич Дик.
А.Я. Дик, несомненно, был талантливым конструктором, и именно с его именем связано начало работ над тем проектом, который впоследствии и стал знаменитой «тридцатьчетверкой». Довольно естественно, что «пришлого варяга» не очень- то жаловали в КБ. Однако, деваться было некуда. 15 августа 1937 года на заседании Комитета обороны СНК СССР обсуждался вопрос о принятии на вооружение РККА танков новых типов, по опыту эксплуатации Т-26 и БТ в Испании.
В принятом по итогам этого постановлении N° 94 сс, предполагалась разработка новой колесно-гусеничной машины типа БТ массой 13-14 т, с 20-25 мм броней и дизельным двигателем, вооруженной 45 или 76-мм пушкой и двумя пулеметами ДТ . Теперь задание на конструирование боевой машины исходило непосредственно от руководства страны, что требовало выполнить его в сжатые сроки.
Ситуация усугублялась конфликтом интересов между А.Я. Диком, с одной стороны, и «местными» конструкторами Кошкиным и Морозовым, с другой. АБТУ РККА встало на сторону Дика, что восторгов у конструкторов заводского КБ конечно не вызывало. Тут надо пояснить, что конфликт этот, продолжение вечной борьбы военных и производственников. Первые стремятся получить «идеальный» танк, обеспечивающий на поле боя превосходство над противником, вторые исходили из невеликих возможностей советской промышленности тех времен.
Но «шутки» закончились 28 сентября 1937 года. Пришел «лесник» и всем выдал люлей. В этот раз в качестве «лесника» выступил начальник 8-го управления НКОП Нейман, он написал директору завода №183 Бондаренко письмо следующего содержания:
≪Решением Правительства № 94сс от 15 августа 1937 г. 8-му Главному управлению предложено спроектировать и изготовить опытные образцы и подготовить к 1939 г. производство для серийного выпуска быстроходных колесно-гусеничных танков с синхронизированным ходом. Ввиду чрезвычайной серьезности данной работы и крайне сжатых сроков, заданных Правительством, 8-е Главное управление считает необходимым провести следующие мероприятия.
1. Для проектирования машины создать на ХПЗ отдельное КБ (ОКБ), подчиненное непосредственно глав-
ному инженеру завода.
2. По договоренности с ВАММ и АБТУ назначить начальником этого бюро адъюнкта академии военинже-
нера 3 ранга Дик Адольфа Яковлевича и выделить для работы в бюро с 5 октября 30 человек дипломников
ВАММ и с 1 декабря дополнительно 20 человек.
3. По договоренности с АБТУ РККА назначить главным консультантом по машине капитана Кульчицкого Евгения Анатольевича.
4. Не позднее 30 сентября выделить для работы в ОКБ 8 лучших конструкторов-танкистов завода для назначения их руководителями отдельных групп, одного стандартизатора, секретаря и архивариуса.
5. Создать при ОКБ макетно-модельную мастерскую и обеспечить внеочередное выполнение работ, свя-
занных с новым проектированием во всех цехах завода.
6. Считать необходимым проектировать три варианта ходовой части и изготовить два опытных образца,
утвержденных по рассмотрению проектов.
7. На проведение работы заключить договор с АБТУ не позднее 15 октября 1937 г.≫.
Предусматривалось, что к 1 февраля 1938 года в АБТУ РККА должен быть представлен проект и макет машины, к 1 мая рабочий проект в двух вариантах, а к 1 сентября следовало изготовить два опытных образца. После испытаний и устранения дефектов с 1 мая 1939 года завод №183 уже должен был приступить к серийному выпуску новых танков. Руководителем нового мощного КБ назначался А.Я. Дик.
13 октября 1937 года АБТУ выдало новосформированному ОКБ завода № 183 тактико-технические требования на проектирование нового колесно-гусеничного танка, получившего индекс БТ-20:
≪1. Тип - колесно-гусеничный, с приводом на 6 колес по типу Кристи.
1 Боевой вес- 13-14 т.
3. Вооружение - 1 х 45-мм, 3 ДТ, огнемет для самозащиты или 1 х 76-мм,
3 Каждый 5-й танк должен иметь зенитную установку.
4. Боекомплект - 130-150 х 45-мм или 50 х 76-мм, 2500-3000 патронов.
5. Бронирование: лоб - 25, коническая башня-20, борт, корма- 16, крыша и дно — 10 мм. Броня вся наклонная, с минимальным углом наклона броневых листов корпуса и башни 18 град.
6. Скорость - на гусеницах и колecax одинаковая: макс. 70 км/ч, миним. 7 км/ч.
7. Экипаж - 3 чел.
8. Запас хода - 300 - 400 км.
9. Двигатель - БД-2 мощностью 400 - 600 л.с.
10. Трансмиссия — по типу колесно-гусеничного танка БТ-ИС (отбор мощности для колесного хода после
бортовых фрикционов).
11. Подвеска - индивидуальная, в качестве рессор желательно применить торсионные пружины.
12. Установить стабилизатор выстрела ≪Орион≫ и горизонтальный стабилизатор башни системы инженера Повалова, установить фары для ночной стрельбы с дальностью до 1000 м≫.

Именно с этого момента начинается официальная история танка позже получившего индекс Т-34.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments