?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эталонный, незамутненный, рафинированный бред.

Как американцы модернизировали для СССР Т34 во время войны


Ситуацию с вооружением в Советском Союзе в довоенное время можно охарактеризовать как «гнать количество в ущерб качеству». Несмотря на то, что огромное число заводов работало исключительно на армию, конечный результат оставлял желать лучшего.


Неэффективная социалистическая экономика, значительная технологическая отсталость приводили к значительному проценту брака и систематическому невыполнения плана. Например, Наркомат Боеприпасов (НКБ) должен был выпустить в 1940 году 5,7 млн железных гильз вместо латунных артиллерийских. Не отработав технологический процесс, НКБ изготовил за 9 месяцев всего 1 млн 117 тыс. железных гильз, из которых 963 тыс. пошли в брак, то есть процент отбраковки превысил 86,2%. И это лишь один пример. На самом деле, такая ситуация наблюдалась по многим производствам.

К слабой технической оснащенности заводов, неспособных выпускать качественный продукт, добавлялась и неудовлетворительная работа инженерных отделов, проектировавших отдельные компоненты конечного изделия. Так, осенью 1942 года американские инженеры оценивали конструкцию одного из советских Т-34. Выводы были категоричные: «Проверили воздухоочиститель. Только саботажник мог сконструировать подобное устройство. Фильтр с механической точки зрения изготовлен крайне примитивно: в местах точечной электросварки металл прожжён, что ведет к вытеканию масла».

В то же время, нельзя не отметить, что некоторые образцы и компоненты вооружения были достаточно прогрессивными на то время. Но в целом стремление советских гениев инженерной мысли к инновациям на фоне общей технологической отсталости СССР приводило к тому, что советская промышленность производила некий аналог «титановой лопаты с ручкой из соломы»: некоторые компоненты вроде как задуманы очень хорошо, однако нормально копать такой лопатой невозможно.

Примечательно, что к концу войны качество советского вооружения заметно повысилось. Тому способствовали несколько факторов. Во-первых, советские конструкторы смогли более тщательно выявить недостатки своих изделий на основе имевшегося боевого опыта. Во-вторых, свою лепту в совершенствование внесли иностранные специалисты. В-третьих, поставки огромного числа высокотехнологических американских и британских станков и различных материалов по ленд-лизу позволили заметно поднять качество производства на советских заводах. Об этом наглядно свидетельствует история совершенствования танка Т-34, самого массового и легендарного танка II-й Мировой войны.

Две версии одной «легенды»

Необходимо заметить, что под легендарной «тридцатьчетверкой», дошедшей до Берлина, подразумевается танк Т-34-85, и именно эта версия установлена в виде мемориала на многих постаментах в городах и селах. Однако Т-34-85 начали серийно производить лишь в 1944 году, а в войну с Германией Советский Союз вступил с танком Т-34-76, который и принял на себе основную тяжесть жестоких боев, в том числе и на Курской дуге. От Т-34-85 этот танк отличался меньшей башней, менее мощным вооружением, а также множеством инженерных и производственных дефектов.
Если говорить о технической стороне Т-34-76, то среди важнейших достоинств – высокая удельная мощность двигателя, рациональные углы наклона брони, мощное (на то время) вооружение, большой запас хода, малое удельное давление на грунт. Сюда же можно добавить простоту конструкции, облегчавшую массовое производство Т-34, их обслуживание и ремонт в полевых условиях.

Вместе с тем, специалисты называют сразу целый перечень недостатков, которые, как правило, отсутствовали в немецких и американских танках. Например, отсутствие продувки ствола после выстрела и недостаточная вентиляция боевого отделения приводила после нескольких выстрелов к заполнению башни пороховыми газами, от которых заряжающий мог потерять сознание.

В первой версии «тридцатьчетверки» не было вращающегося основания, поэтому заряжающий, при повороте башни вынужден был семенить ногами по боеукладке. Отсутствие радиосвязи между советскими танками приводило к уменьшению эффективности применения самого танка. Если к началу войны большинство немецких танков было радиофицировано, то советские машины либо имели только приёмники (передатчик был лишь на командирском танке), либо не имели радиосвязи вовсе.

Отвратительно была выполнена и трансмиссия. Коробка перемены передач поначалу не имела синхронизации с ведущим валом, поэтому для переключения передачи приходилось использовать кувалду (которая находилась под рукой механика-водителя), либо регулировать скорость изменением оборотов двигателя.


В Т-34 был установлен прогрессивный высокоэкономичный дизель авиационного типа В-2. Применение дизельного двигателя должно было обеспечить меньшую пожароопасность в сравнении с бензиновым. Но как показали боевые действия, пары солярки под воздействием высоких температур, возникающих при попадании снаряда, взрываются и горят не хуже бензина. Кроме того, снова сыграл свою негативную роль инженерная «близорукость». Дело в том, что на Т-34 топливные баки были расположены прямо в боевом отделении, что приводило к неизбежности пожара при попадании туда снаряда. В то же время на германском T-III топливные баки разместили в моторном отсеке, который был отделен от боевого отделения противопожарной перегородкой.

Бой вслепую

Но один из самых главных недостатков Т-34-76 — слабая обзорность из башни танка. Экипаж просто не видел, что творится вокруг. А ведь кто раньше увидел врага — тот быстрее поразил цель. Кроме того, из-за тесноты башни, унаследованной от танка БТ, командиру приходилось исполнять обязанности наводчика, поскольку в башне помещались только двое: заряжающий и командир. Из-за этого наблюдение за полем боя на время прицеливания прерывалось, а в это время всякое могло произойти.

В воспоминаниях немецких танкистов такая проблема Т-34 упоминается достаточно часто, поскольку на поле боя она приводила к катастрофическим последствиям для советских танков. Об этом можно судить из воспоминаний Р. Риббентропа (сына министра иностранных дел Германии Иоахима Риббентропа), воевавшего на T-IV под Прохоровкой. Немецкий танк, находившийся в самой гуще советских танков, вел по ним огонь, подбив при этом 14 целей, но так и не был обнаружен советскими танкистами. «Потери моей роты оказались на удивление невысокими. Полностью были потеряны лишь те две машины, гибель которых я видел в самом начале боя. В двух остальных ротах полностью потерянных машин не было. В нашей полосе обороны было больше сотни подбитых русских танков».

Удивительно, но о том, что «легендарный» Т-34 содержит множество врожденных детских болезней, военные знали еще до войны. В мае 1941 года генералитет настаивал на снятии машины с производства и создании нового танка с лобовым бронированием корпуса и башни толщиной 60 мм; торсионной подвеской; увеличенным диаметром погона башни и командирской башенкой с круговым обзором. Но дело тормозилось проблемами с отработкой дизеля. При том что и дизель В-2 в Т-34 был крайне надежен.

Небольшой ресурс хода приводил к тому, что до войны танки Т-34 ставили в консервацию, стараясь сохранить ресурс, а экипажи обучали на БТ-7 или даже устаревшем Т-26. В результате к началу войны было подготовлено не более 150 экипажей для танков Т-34. После начала войны обучиться в короткий срок на новую машину не предоставлялось возможным. Поэтому высокие потери Т-34 обусловлены, в том числе, и неумелыми действиями экипажа.



Через два года после начала войны мнение советских танкистов о Т-34 не изменилось, об этом можно судить по письму командующего 5-й гвардейской танковой армией П. Ротмистрова к Г. Жукову в августе 1943 года: “…Приходится с горечью констатировать, что наша танковая техника, если не считать введение на вооружение самоходных установок СУ-122 и СУ-152, за годы войны не дала ничего нового, а имевшие место недочёты на танках первого выпуска, как то: несовершенство трансмиссионной группы (главный фрикцион, коробка перемены передач и бортовые фрикционы), крайне медленный и неравномерный поворот башни, исключительно плохая видимость и теснота размещения экипажа, являются не полностью устранёнными и на сегодня…

(Вот до этого места идет смесь из бывшего в реальности и неких выводов автора статьи. А дальше....дальше жир течет из монитора, вытирать не успеваю)

Заокеанские рекомендации
Из-за неудовлетворительных технически характеристик Т-34 советское руководство обратилось за помощью в модернизации танка к США. В декабре 1941 года танк Т-34 был передан американцам для всесторонних испытаний и разработки рекомендаций по усовершенствованию.

После тщательных испытаний Т-34 на Абердинском полигоне американские специалисты сделали очень неприятные выводы. «Средний танк T-34, после пробега в 343 км, полностью вышел из строя, его дальнейший ремонт невозможен. Водозащита корпуса Т-34 недостаточная, в сильные дожди в танк через щели натекает много воды, что ведет к выходу из строя электрооборудования. Сварка бронеплит корпуса Т-34 грубая и небрежная. Мехобработка деталей, за редким исключением, очень плохая. Все механизмы танка требуют слишком много настроек и регулировок».

Еще более удивила американских экспертов трансмиссия. Как оказалось, она была в точности скопирована с устаревшей американской конструкции, разработанной еще в 1920-е годы. Общий вывод звучал безапеляционно: «Мы считаем, что со стороны русского конструктора, поставившего такую трансмиссию в танк, была проявлена нечеловеческая жестокость по отношению к водителям».

А ведь в США был отправлен не рядовой танк, а один из пяти специально собранных «эталонных» Т-34. В результате американцы предложили СССР множество собственных технологий для модернизации Т-34.

С весны 1943 года на Т-34 начали устанавливать модернизированную КПП, что существенно облегчило работу механика-водителя. В том же году на все танки стали устанавливать вполне современные радиостанции 9Р и переговорные устройства ТПУ-3бис.

Помощь по ленд-лизу

Одна из проблем советского вооружения была в том, что даже в случае появления прогрессивных инженерных разработок технологическая отсталость производства в СССР просто не позволяла реализовать их на практике. Например, завод № 183 в Нижнем Тагиле, крупнейший производитель танков во время войны, не смог перейти на выпуск Т-34-85, поскольку не было оборудования для обработки зубчатого венца башни диаметром 1600 мм. Чтобы освоить производство, СССР попросил доставить по ленд-лизу новые карусельные станки из Великобритании и США.

И такие случаи были распространены повсеместно. Один американский инженер, посетивший в конце 1945 года Сталинградский тракторный завод, обнаружил, что около половины станков на данном предприятии были поставлена по ленд-лизу.

Кстати, помимо станков, по ленд-лизу поставляли и готовое вооружение. Из США в СССР доставили 7057 танков и САУ, из Британии и Канады — 5480. О боевых возможностях американских танков М4 «Шерман» свидетельствует тот факт, что ленд-лизовские машины поступали на вооружение только гвардейских дивизий.
Также по ленд-лизу поступило свыше 15 тыс. американских самолетов, а также около 3,5 тыс. британских. К концу Великой Отечественной войны американские машины Р-39N и Р-39Q являлись основными истребителями, которые СССР получал по ленд-лизу. Именно на истребителе Р-39N «Airacobra» легендарный советский ас Александр Покрышкин уничтожил свыше полусотни вражеских самолетов.

Количество победило качество

Сказать, что «легендарная тридцатьчетверка» была лучшим танком Второй Мировой — означало бы сильно приукрасить ситуацию. По сути Т-34 представлял собой «сборную солянку» из узлов и агрегатов, скопированных с зарубежных прототипов конца 20-х – начала 30-х годов ХХ века.Например, ходовая часть — от американского танка «Кристи», двигатель — копия BMW-VI, который немцы ставили на бипланы ещё в середине 20-х», многие другие агрегаты заимствованы у британцев и итальянцев. К устаревшим, с технологической точки зрения, компонентам надо также добавить ужасающе низкое качество производства.
И все же Т-34 стал самым массовым танком WWII. Военная промышленность СССР выпустила столько танков, что у Германии не хватило на них снарядов. Его простая и бюджетная конструкция позволила производить эти машины высокими темпами и в огромных количествах. Всего за годы войны было выпущено свыше 35 тыс. Т-34, в то время как всех модификаций немецкого Т-IVв Германии собрали менее 9 тыс.

История создания и совершенствования «тридцатьчетверки» повторяет, за редкими исключениями, историю всего советского оружия.Ущербная социалистическая экономика, технологическая отсталость и слабая мотивация инженерного и рабочего персонала на заводах и в КБ приводили к тому, что выпускаемое вооружение было нетехнологическим, низкого качества, а сама конструкция заимствовались у каких-либо устаревших зарубежных прототипов. И только огромное число выпускаемого вооружения, помощь по ленд-лизу, а также беспримерный героизм рядовых бойцов помогли в победе над врагом.

П.С, Последний абзац просто один большой монолитный шедевр!

Источник: http://rusjev.net/?p=13691

А вот и собственно автор этой статьи http://www.imena.ua/blog/t-34-and-other-vehicles/ как ни странно с украинским адресом)))

Comments

( 36 comments — Leave a comment )
skomoroh_roker
Apr. 22nd, 2016 05:25 am (UTC)
К слову, в музее Задорожного как раз стоят бок о бок Шерман файрфлай и 34-85, когда был - как раз заинтересовался сравнить качество изготовления, обработки и т.д.
Особой разницы не ощутил
mihalchuk_1974
Apr. 22nd, 2016 06:12 am (UTC)
Я в Кубинке лазил смотрел. Особых отличий не увидел. Там конечно нет особо советских танков самого тяжелого периода войны 1942-43 годов. Когда, говорят, качество сборки очень сильно упало. Но машины 1940-1941 годов и 44 и далее весьма и весьма неплохи.
schadling
Apr. 22nd, 2016 07:40 am (UTC)
Ну, ващета, Т-34 планировали снять с производства (и даже вроде снимали), и заменить его танком Т-34М. Война не позволила...А так, да. Немецкие танки были лучше. Но вот это тот случай, когда лучшее- враг хорошего.
(no subject) - mihalchuk_1974 - Apr. 22nd, 2016 07:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - schadling - Apr. 22nd, 2016 08:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - mihalchuk_1974 - Apr. 22nd, 2016 08:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - skomoroh_roker - Apr. 22nd, 2016 08:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - mihalchuk_1974 - Apr. 22nd, 2016 08:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - skomoroh_roker - Apr. 22nd, 2016 08:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - mihalchuk_1974 - Apr. 22nd, 2016 09:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - schadling - Apr. 24th, 2016 12:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - earlesspierre - Apr. 22nd, 2016 03:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - schadling - Apr. 24th, 2016 12:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - earlesspierre - Apr. 25th, 2016 02:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - schadling - Apr. 26th, 2016 11:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - earlesspierre - Apr. 26th, 2016 11:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - schadling - Apr. 28th, 2016 07:22 am (UTC) - Expand
ser_gl
Apr. 22nd, 2016 05:58 am (UTC)
После фразы "дизель авиационного типа" бросил читать этот бред.
ufsnp2015
Apr. 22nd, 2016 06:05 am (UTC)
А зря. В-2 делали именно как двигатель для самолета. Но безусловно тут такого намешано, что "мама-не горюй"...
mihalchuk_1974
Apr. 22nd, 2016 06:08 am (UTC)
Ну, не В-2 как таковой, а его "родной брат" АН-1.
(no subject) - ufsnp2015 - Apr. 22nd, 2016 06:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - mihalchuk_1974 - Apr. 22nd, 2016 06:13 am (UTC) - Expand
ser_gl
Apr. 22nd, 2016 06:40 am (UTC)
Если бы автор опуса залез хотя бы в пресловутую Вики, он нашел бы фразу:
"Одновременно с В-2 в 1930 годах создавался авиадизель АН-1 конструктора А. Чаромского рабочим объёмом 61 литр (12Ч 18/20). Оба дизеля были близки по характеру протекания рабочего процесса, по общей компоновке и ряду конструктивных элементов."
Но он даже в Вики не полез, а понёс ахинею.
ufsnp2015
Apr. 22nd, 2016 06:03 am (UTC)
Кастрюлеголовый уебан-блохер Пилипенко начал свою бурную деятельность на просторах инета в мае 2014г. - ветеран движения из "первого призыва". Судя по его контенту копипастит на IT-тематику, студент-задрот детектед. Видно к какому-то моменту исписался, а может получил тех.задание и наебашил по клаве свое параллельное видение исторического процесса. Клим Жуков бы одобрил подобную "фоменковщину"....
mihalchuk_1974
Apr. 22nd, 2016 06:09 am (UTC)
О, так енто какой-то известный персонаж?
ufsnp2015
Apr. 22nd, 2016 06:11 am (UTC)
Не глубоко копаешь Андрей))) Я исследовал его творчество на этом сайте, там выпекаются подобные исследования аффтором с периодичностью - одна штука в неделю-10 дней...))) До сих пор хуярит студент.
(no subject) - mihalchuk_1974 - Apr. 22nd, 2016 06:14 am (UTC) - Expand
schadling
Apr. 22nd, 2016 07:35 am (UTC)
Цитата:"В первой версии «тридцатьчетверки» не было вращающегося основания, поэтому заряжающий, при повороте башни вынужден был семенить ногами по боеукладке."
А на какой версии Т-34 появилось вращающееся основание, т.н. "полик"?

Цитата:" Кроме того, из-за тесноты башни, унаследованной от танка БТ, командиру приходилось исполнять обязанности наводчика..."
На каких Т-34 ставилась башня от БТ? И какого БТ?

Статья явно написана на базе статей Свирина, но аффтар слышал звон, но не разобрался где он.

Цитата:" ходовая часть — от американского танка «Кристи»"
Если на танке стоит свечная подвеска, то это не означает что эта подвеска копия подвески Кристи. Хотя, есно, оная делалась по образцу оной... Подвеска Меркавы- копия подвески Кристи.
...Цитата:" "двигатель — копия BMW-VI"
Ога-ога. Близнецы-братья... https://en.wikipedia.org/wiki/BMW_VI
mihalchuk_1974
Apr. 22nd, 2016 07:46 am (UTC)
Да я ж говорю, нахватался поверхностных знаний, смешал со своими высерами и все это вывалил на голову читателя.

(no subject) - schadling - Apr. 22nd, 2016 08:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - mihalchuk_1974 - Apr. 22nd, 2016 08:11 am (UTC) - Expand
das_medved
Apr. 22nd, 2016 07:45 am (UTC)
А чо, мне понравилось. Особенно про то, что на такое количество тридцатьчетвёрок у немцев тупо снарядов не хватило :)
mihalchuk_1974
Apr. 22nd, 2016 07:49 am (UTC)
Да-да, получается у фрицев было примерно 30 000 снарядов и все, и пипец. Сильнейшая армия мира на то время. Чего уж про остальных говорить)))
(no subject) - das_medved - Apr. 22nd, 2016 07:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - mihalchuk_1974 - Apr. 22nd, 2016 08:07 am (UTC) - Expand
seryj221221
Jun. 20th, 2017 09:42 am (UTC)
"для переключения передачи приходилось использовать кувалду (которая находилась под рукой механика-водителя)" - не знаю откуда пошел этот бред, но при кулисе противопоказано большое усилие при переключении передач, а тяга кулисы будет при ударе вибрировать и переключить передачу не удастся. Чтобы переключится на коробке без синхронизаторов придумали двойной выжим ( опытные применяют задержку), при переключении на пониженную перегазовку. А на длинной кулисе (на ЛАЗЕ) еще применяли раскрутку рычага.
( 36 comments — Leave a comment )

Profile

mihalchuk_1974
mihalchuk_1974

Latest Month

September 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel