mihalchuk_1974 (mihalchuk_1974) wrote,
mihalchuk_1974
mihalchuk_1974

Category:

ГЕРМАНО-ФРАНЦУЗСКИЕ БРОНЕШЫДЕВРЫ. ЧАСТЬ 4.



Начало тут
http://mihalchuk-1974.livejournal.com/808685.html
http://mihalchuk-1974.livejournal.com/809162.html
http://mihalchuk-1974.livejournal.com/820195.html

Если вы, дорогие друзья думаете, что деятельная натура майора Беккера успокоилась "перепилом" французской трофейной бронетехники в ПТ САУ, то вы глубоко ошибаетесь. Одновременно с принятием решения на установку противотанкового орудия РаК 40 на шасси гусеничного бронированного транспортера Lorraine 37L/38L, неутомимый майор предложил вариант установки на данную базу 150-мм полевой гаубицы 15cm sFH 13 L/I L/17. А заодно был проработан и второй вариант САУ артподдержки с установкой туды же 105-мм полевой гаубицы 10.5cm sFH 18/40 L/28. Что виделось майору и его коллективу даже более простым решением. В общем, проект получил одобрение, и с 1942 года началась массовая переделка Lorraine 37L/38L в гаубичные самоходки.



И если установка противотанковго 75-мм орудия, еще вызывала вопросы по целесообразности сего мероприятия, то "перепил" трофеев на самоходки артиллерийской поддержки вообще прошел, так сказать "на ура". Базовая конструкция французской машины в целом оставалась без изменений. Клёпаный корпус собирался из броневых листов толщиной 9-12 мм. В передней части располагалось отделение управления, а грузовой отсек, больше напоминавший коробкообразную рубку без крыши, расположили в корме. При использовании специально разработанного прицепа грузоподъёмность возрастала до 1900 кг.



На тягаче Lorraine 37L устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный двигатель Dela Науе 103 ТТ, мощностью 70 л.с. при 2700 об/мин и рабочим объемом 2120 куб. см, который разместили почти ровно посредине корпуса. Трансмиссия была механической и состояла из блокируемого дифференциала Cletrac и пятискоростной коробки передач. Ходовая часть, применительно на один борт, имела шесть опорных катков на борт, сблокированных попарно в три тележки с амортизацией из листовых рессор и вертикального блока с пружиной на каждую тележку, три поддерживающих ролика и ведущее колесо переднего расположения.




Основное вооружение размещалось на корме корпуса и защищалось бронированной надстройкой без крыши с толщиной бронироавания 9 мм. Поскольку отдача при выстреле из 150-мм гаубицы 15cm sFH 13/I(Sf) была не маленькой, машины этой версии комплектовались выдвижным сошником, крепившемся к кормовому бронелисту корпуса. В то же время, на первых машинах фирмы Alkett со 105-мм гаубицами 10.5cm sFH 18/4 этот сошник отсутствовал. Вырез в передней части надстройки и 10-мм лобовой бронещит позволяли наводить оба типа артсистем в пределах 10° по горизонту и от 0° до +40° по вертикали. Возимый боекомплект для обоих типов орудий состоял всего из 8 выстрелов (как правило осколочно-фугасных). Наведение на цель осуществлялось при помощи прицельной системы Rblf 36. Дополнительное вооружение отсутствовало, но в укладке мог перевозиться 7,92-мм пулемет MG-34.


Экипаж самоходных установок состоял из 4 человек: механик-водитель, командир, наводчик и заряжающий. Место механика-водителя располагалось в передней части корпуса, в то время как командир и два других члена экипажа находились в надстройке. Самоходки обычно комлпектовались радиостанциями типа FuG Spr f.

Тут как всегда фрицы заморочались с наименованием сего мутанта. "Сквозное" наименование недалеко ушло от противотанкового варианта на этом же шасси и звучало как Sd.Kfz.135/I. Но для потомков нибелунгов это было слишком просто.Поэтому в Управлении вооружений было принято решение обозначать эти самоходные установки как 15cm sFH 13/I(Sf) Geschützwagen Lorraine Schlepper (f). Соответственно, самоходные установки со 105-мм гаубицами имели название 10.5cm sFH 18/4(Sf) Geschützwagen Lorraine Schlepper (f). Никто окромя фрицев это наименование выговорить не мог. Чем эти гады при радиопереговорах и пользовались))).







Для начала фрицы решили "запилить" 40 150-мм САУ, и отправить их "Лису пустыни", который в это время ссаными тряпками гонял англичан в африканских пустынях. Заказ был выдан, фирме Alkett. Считается, что всего было выпущено 94 самоходки с орудием калибра 150 мм. И 12 САУ с гаубицей 105 мм. Однако есть данные, что было выпущено еще несколько совсем уж "эрзацев". Например, в сентябре 1944 года части 1-й французской армии захватили в Бургундии бронепоезд Panzerzug 32, на одной из платформ которого была установлена самоходка, но не с немецкой гаубицей, а с советской М-10 клибра 122-мм. В современных источниках эта машина именуется как 12,2-cm Kanone (r) auf Geschutzwagen Lorraine-Schlepper (f). Хотя она известна в единичном экземпляре. Других данных об ентом чуде "сумеречного гения" нет.







Относительно остальных гаубичных САУ известно, что впервые их применили в Северной Африке. В общей сложности Африканский Корпус получил 21 самоходную установку калибра 150-мм, который были распределены по батальонам бронированной артиллерии 15-й и 21-й танковых дивизий (11 и 10 машин соответственно). Кроме того, в зарубежных источниках можно встретить утверждение, что каждая из указанных танковых дивизий рассчитывала на получение 12 САУ и ещё 6 планировалось передать в состав 90-й легкой дивизии (90.leichte Division) - таким образом, общее количество машин отправленных в Африку возрастает до 30. Впрочем, добраться до ливийского берега удалось только 23 из них. К великому сожалению для Роммеля эти самоходки прибыли слишком поздно, чтобы сказать своё веское слово в сражении под Газалой. Тем не менее, 150-мм САУ приняли активное участие в битве под Эль-Аламейном и впоследствии прикрывали отступление итало-немецких войск на территорию западной части Ливии и в Тунис. Часть машин при этом пришлось бросить из-за нехватки топлива или технических поломок - первые трофеи войска Британского Содружества захватили ещё в ноябре 1942 года, а в конце войны в Африке на пункте сбора трофейной техники находилось семь 15cm sFH 13/I(Sf) Geschützwagen Lorraine Schlepper (f).



После разгрома сил Роммеля в Ливии и Тунисе оставшиеся самоходки было решено использовать в Европе. Есть сведения, что несколько 150-мм САУ было отправлено на Восточный фронт и в Италию, но они ещё требуют подтверждения. По крайней мере, по состоянию на 6-е июня 1944-го года в вермахте официально числилось 54 самоходки с тяжелыми гаубицами калибра 150 мм. Достоверно известно, что оба типа Geschützwagen Lorraine Schlepper (f) пытались сдержать наступление союзников во Франции летом 1944 года и большей часть были там уничтожены или брошены своими экипажами.



В виду скромного количества собранных образцов до нашего времени уцелели лишь считанные экземпляры Geschützwagen Lorraine Schlepper (f), причем среди них нет ни одного со 105-мм гаубицей. На данный момент можно говорить о трёх самоходных установках, принадлежащих разным музеям:

Fort Still Museum - самоходка была захвачена летом 1944 года американскими войсками в Нормандии, впоследствии отправлена в США, где проходила испытаниях на Абердинском полигоне. Вспоследствии с неё демонтировали оборудование и перекрасили в белый цвет. После продолжительного пребывания в музее Абердина, который располагается под открытым небом, эту машину перевезли в Fort Still, где она прошла реставрацию и снова получила "родной" камуфляж. Именно эта машина на заглавном фото поста.



El Alamein Military Museum - один из трофеев британских войск, захваченных в 1942-1943 гг в Ливии. Эта машина не была отправлена на слом, а оставлена для военного музея, который начал создаваться ещё при британском присутствии в Ливии. Правда, самоходку перекрасили в "универсальный" камуфляж песчаного цвета и демонтировали надстройку.



Ещё одна 150-мм САУ была захвачена американскими войсками в окресностях города Бассоа (Bassoah) на территории Ирака в 1991 году!!!. История появления в этих местах столь редкой машины загадочна, но можно предположить, что она была подарена ливийцами. Существует целая серия фотографий иракской САУ, где на первых из них надстройка присутствует, а на более поздних её уже нет. При этом самоходка полностью выгорела (предположительно, преднамеренно сожжена).







Tags: Германия, Мега танки, танки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments