?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Начало тут
http://mihalchuk-1974.livejournal.com/808685.html
http://mihalchuk-1974.livejournal.com/809162.html
http://mihalchuk-1974.livejournal.com/820195.html

Если вы, дорогие друзья думаете, что деятельная натура майора Беккера успокоилась "перепилом" французской трофейной бронетехники в ПТ САУ, то вы глубоко ошибаетесь. Одновременно с принятием решения на установку противотанкового орудия РаК 40 на шасси гусеничного бронированного транспортера Lorraine 37L/38L, неутомимый майор предложил вариант установки на данную базу 150-мм полевой гаубицы 15cm sFH 13 L/I L/17. А заодно был проработан и второй вариант САУ артподдержки с установкой туды же 105-мм полевой гаубицы 10.5cm sFH 18/40 L/28. Что виделось майору и его коллективу даже более простым решением. В общем, проект получил одобрение, и с 1942 года началась массовая переделка Lorraine 37L/38L в гаубичные самоходки.



И если установка противотанковго 75-мм орудия, еще вызывала вопросы по целесообразности сего мероприятия, то "перепил" трофеев на самоходки артиллерийской поддержки вообще прошел, так сказать "на ура". Базовая конструкция французской машины в целом оставалась без изменений. Клёпаный корпус собирался из броневых листов толщиной 9-12 мм. В передней части располагалось отделение управления, а грузовой отсек, больше напоминавший коробкообразную рубку без крыши, расположили в корме. При использовании специально разработанного прицепа грузоподъёмность возрастала до 1900 кг.



На тягаче Lorraine 37L устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный двигатель Dela Науе 103 ТТ, мощностью 70 л.с. при 2700 об/мин и рабочим объемом 2120 куб. см, который разместили почти ровно посредине корпуса. Трансмиссия была механической и состояла из блокируемого дифференциала Cletrac и пятискоростной коробки передач. Ходовая часть, применительно на один борт, имела шесть опорных катков на борт, сблокированных попарно в три тележки с амортизацией из листовых рессор и вертикального блока с пружиной на каждую тележку, три поддерживающих ролика и ведущее колесо переднего расположения.




Основное вооружение размещалось на корме корпуса и защищалось бронированной надстройкой без крыши с толщиной бронироавания 9 мм. Поскольку отдача при выстреле из 150-мм гаубицы 15cm sFH 13/I(Sf) была не маленькой, машины этой версии комплектовались выдвижным сошником, крепившемся к кормовому бронелисту корпуса. В то же время, на первых машинах фирмы Alkett со 105-мм гаубицами 10.5cm sFH 18/4 этот сошник отсутствовал. Вырез в передней части надстройки и 10-мм лобовой бронещит позволяли наводить оба типа артсистем в пределах 10° по горизонту и от 0° до +40° по вертикали. Возимый боекомплект для обоих типов орудий состоял всего из 8 выстрелов (как правило осколочно-фугасных). Наведение на цель осуществлялось при помощи прицельной системы Rblf 36. Дополнительное вооружение отсутствовало, но в укладке мог перевозиться 7,92-мм пулемет MG-34.


Экипаж самоходных установок состоял из 4 человек: механик-водитель, командир, наводчик и заряжающий. Место механика-водителя располагалось в передней части корпуса, в то время как командир и два других члена экипажа находились в надстройке. Самоходки обычно комлпектовались радиостанциями типа FuG Spr f.

Тут как всегда фрицы заморочались с наименованием сего мутанта. "Сквозное" наименование недалеко ушло от противотанкового варианта на этом же шасси и звучало как Sd.Kfz.135/I. Но для потомков нибелунгов это было слишком просто.Поэтому в Управлении вооружений было принято решение обозначать эти самоходные установки как 15cm sFH 13/I(Sf) Geschützwagen Lorraine Schlepper (f). Соответственно, самоходные установки со 105-мм гаубицами имели название 10.5cm sFH 18/4(Sf) Geschützwagen Lorraine Schlepper (f). Никто окромя фрицев это наименование выговорить не мог. Чем эти гады при радиопереговорах и пользовались))).







Для начала фрицы решили "запилить" 40 150-мм САУ, и отправить их "Лису пустыни", который в это время ссаными тряпками гонял англичан в африканских пустынях. Заказ был выдан, фирме Alkett. Считается, что всего было выпущено 94 самоходки с орудием калибра 150 мм. И 12 САУ с гаубицей 105 мм. Однако есть данные, что было выпущено еще несколько совсем уж "эрзацев". Например, в сентябре 1944 года части 1-й французской армии захватили в Бургундии бронепоезд Panzerzug 32, на одной из платформ которого была установлена самоходка, но не с немецкой гаубицей, а с советской М-10 клибра 122-мм. В современных источниках эта машина именуется как 12,2-cm Kanone (r) auf Geschutzwagen Lorraine-Schlepper (f). Хотя она известна в единичном экземпляре. Других данных об ентом чуде "сумеречного гения" нет.







Относительно остальных гаубичных САУ известно, что впервые их применили в Северной Африке. В общей сложности Африканский Корпус получил 21 самоходную установку калибра 150-мм, который были распределены по батальонам бронированной артиллерии 15-й и 21-й танковых дивизий (11 и 10 машин соответственно). Кроме того, в зарубежных источниках можно встретить утверждение, что каждая из указанных танковых дивизий рассчитывала на получение 12 САУ и ещё 6 планировалось передать в состав 90-й легкой дивизии (90.leichte Division) - таким образом, общее количество машин отправленных в Африку возрастает до 30. Впрочем, добраться до ливийского берега удалось только 23 из них. К великому сожалению для Роммеля эти самоходки прибыли слишком поздно, чтобы сказать своё веское слово в сражении под Газалой. Тем не менее, 150-мм САУ приняли активное участие в битве под Эль-Аламейном и впоследствии прикрывали отступление итало-немецких войск на территорию западной части Ливии и в Тунис. Часть машин при этом пришлось бросить из-за нехватки топлива или технических поломок - первые трофеи войска Британского Содружества захватили ещё в ноябре 1942 года, а в конце войны в Африке на пункте сбора трофейной техники находилось семь 15cm sFH 13/I(Sf) Geschützwagen Lorraine Schlepper (f).



После разгрома сил Роммеля в Ливии и Тунисе оставшиеся самоходки было решено использовать в Европе. Есть сведения, что несколько 150-мм САУ было отправлено на Восточный фронт и в Италию, но они ещё требуют подтверждения. По крайней мере, по состоянию на 6-е июня 1944-го года в вермахте официально числилось 54 самоходки с тяжелыми гаубицами калибра 150 мм. Достоверно известно, что оба типа Geschützwagen Lorraine Schlepper (f) пытались сдержать наступление союзников во Франции летом 1944 года и большей часть были там уничтожены или брошены своими экипажами.



В виду скромного количества собранных образцов до нашего времени уцелели лишь считанные экземпляры Geschützwagen Lorraine Schlepper (f), причем среди них нет ни одного со 105-мм гаубицей. На данный момент можно говорить о трёх самоходных установках, принадлежащих разным музеям:

Fort Still Museum - самоходка была захвачена летом 1944 года американскими войсками в Нормандии, впоследствии отправлена в США, где проходила испытаниях на Абердинском полигоне. Вспоследствии с неё демонтировали оборудование и перекрасили в белый цвет. После продолжительного пребывания в музее Абердина, который располагается под открытым небом, эту машину перевезли в Fort Still, где она прошла реставрацию и снова получила "родной" камуфляж. Именно эта машина на заглавном фото поста.



El Alamein Military Museum - один из трофеев британских войск, захваченных в 1942-1943 гг в Ливии. Эта машина не была отправлена на слом, а оставлена для военного музея, который начал создаваться ещё при британском присутствии в Ливии. Правда, самоходку перекрасили в "универсальный" камуфляж песчаного цвета и демонтировали надстройку.



Ещё одна 150-мм САУ была захвачена американскими войсками в окресностях города Бассоа (Bassoah) на территории Ирака в 1991 году!!!. История появления в этих местах столь редкой машины загадочна, но можно предположить, что она была подарена ливийцами. Существует целая серия фотографий иракской САУ, где на первых из них надстройка присутствует, а на более поздних её уже нет. При этом самоходка полностью выгорела (предположительно, преднамеренно сожжена).







Comments

( 10 comments — Leave a comment )
tetrikov
Apr. 15th, 2016 08:58 pm (UTC)
-- При этом самоходка полностью выгорела --

Варвары...
mihalchuk_1974
Apr. 15th, 2016 09:02 pm (UTC)
Никакого уважения к раритету, ага)))
nikoberg
Apr. 15th, 2016 09:03 pm (UTC)
Душевно подано.
mihalchuk_1974
Apr. 15th, 2016 09:09 pm (UTC)
Я старался)))
nikoberg
Apr. 16th, 2016 04:23 pm (UTC)
Это видно.
Полное раскрытие.
mihalchuk_1974
Apr. 18th, 2016 06:49 am (UTC)
Хочу про все эти девайсы написать))).
nikoberg
Apr. 18th, 2016 09:15 am (UTC)
Решпект с поклоном.
К слову - гляньте у меня в иллюстрациях фото, может что и подвернется не имеющееся.

Еще хочу порекомендвать этот сайт:

http://forum.axishistory.com/viewtopic.php?f=47&t=23596&sid=91785ca3222d3cc89ab5c19fa016b706&start=2850
mihalchuk_1974
Apr. 18th, 2016 09:18 am (UTC)
Николай, что вы мне "выкаете", вроде бы договаривались))). Это вы постарше, мне вроде как на "ты" к вам неудобственно обращаться.
doktorkurgan
Apr. 16th, 2016 06:48 am (UTC)
Да уж...
довольно удачные импрвизации получились...
mihalchuk_1974
Apr. 16th, 2016 07:23 am (UTC)
Re: Да уж...
да
( 10 comments — Leave a comment )

Profile

mihalchuk_1974
mihalchuk_1974

Latest Month

September 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel