?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Не секрет, что после поражения Франции в 1940 году, немцам достались богатейшие трофеи бронетанковой техники. Так, советская разведка, оценивала их в 5 000 единиц. Скорее всего, эта цифра завышена, но порядка 3 000 - 3 500 экземпляров различных бронированных боевых машин фрицам достались. В исходном виде их немцы практически не использовали. Несколько трофейных танков (15 штук) SOMUA S-35 использовались в "десантных группах" немецких бронепоездов №№26-31 . Трофейные тяжелые танки B1-bis состояли на вооружении 102-го ОБОТ Вермахта (из них 24 танка Pz.B2(f)Flamm переделанные фрицами в огнеметные машины и 6 танков Pz.B1 Bis 740 (f), то бишь "как есть"). Трофейные французские танки состояли на вооружении 211 ОБОТ в Финляндии, из них 12 танков Pz.35 S 739 (f) (трофейные SOMUA S-35), и 32 танка Pz.38 Н 735 (f) (трофейные Hotchkiss H-38). Также периодически трофеи французской кампании участвовали в контрпартизанских мероприятиях. Трофейные "французы" составляли значительную часть бронетехники немецких войск в Нормандии. Правда с весны 1944 года, она стала массово заменяться на немецкую.



Короче, по своим эксплуатационным и техническим характеристикам, не вписывались французские машины в тактику панцерваффе. А трофеев было до хрена. Вот и начали фрицы создавать всяческие гибриды, используя шасси трофейных французских машин. За что им честь и хвала, ибо таких бронеуродцев, более ни одна страна-участница ВМВ, окромя тевтонов, не наклепала.



В том числе "под раздачу" попали гусеничные тягачи Lorraine 37L/38L, принятые на вооружение немецкой армией и с переменным успехом использовавшиеся затем на Восточном фронте. Однако, французская техника оказалась еще более неприспособленной к условиям театра боевых действий в СССР, чем собственно немецкая. И тут-то гансы сделали ход конем.

В начале 1942 года немецкими специалистами под общим руководством майора Альфреда Беккера были разработаны и реализованы проекты установки на Lorraine 37L противотанкового орудия 7,5cm Pak 40/1, а также 150-мм и 105-мм полевых орудий. Конструкция тягача в целом оставалась без изменений. Клёпаный корпус собирался из броневых листов толщиной 9-12 мм. В передней части располагалось отделение управления, а грузовой отсек, больше напоминавший коробкообразную рубку без крыши, расположили в корме.





На тягаче Lorraine 37L устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный двигатель Dela Науе 103 ТТ, мощностью 70 л.с. при 2700 об/мин и рабочим объемом 2120 куб. см, который разместили почти ровно посредине корпуса. Трансмиссия была механической и состояла из блокируемого дифференциала Cletrac и пятискоростной коробки передач. Ходовая часть, применительно на один борт, имела шесть опорных катков на борт, сблокированных попарно в три тележки с амортизацией из листовых рессор и вертикального блока с пружиной на каждую тележку, три поддерживающих ролика и ведущее колесо переднего расположения.







Вариант противотанковой САУ включал установку высокой рубки, открытой сверху и сзади, за которой, на полу боевого отделения устанавливался лафет и противотанковое орудие 7,5cm Pak 40/1 L/46. В укладке дополнительно перевозился 7,92-мм пулемет MG-34.

Испытания прототипов на шасси Lorraine 37L прошли вполне успешно и, после совещания с Адольфом Алоизычем, состоявшемся 23-го мая 1942 года, было принято решение о переделке 160 тягачей в САУ, но только 60 из них соответствовали противотанковому варианту (хотя по другим данным были переделаны все 160 машин). В период с августа 1942-го по март 1944-го года самоходка сменила пять официальных обозначений, но в современных источниках за ней закрепилось название “Marder I”, утвержденное OKW 27-го февраля 1944 года. Также использовалось традиционно невыговариваемое название 7,5 cm PaK 40/1 auf Geschutzwagen Lorraine Schlepper(f) и "сквозное" наименование Управления Вооружений Sd.Kfz.135. (сокращение от Sonderkraftfahrzeug - "автомобиль специального назначения")





Согласно планам первые самоходки 7,5 cm PaK 40/I Sfl.LrS предстояло поставить во фронтовые части в июле 1942 года, причем приоритет отдавался соединениям группы армий "Центр". Но фактически, почти все они попали на Западный фронт, где вошли в состав 708-й, 709-й, 711-й, 712-й, 716-й и 719-й пехотных дивизий, летом 1944 года приняв активное участие в боях с войсками союзников. Исключение составила только 334-го пехотная дивизия, воевавшая в первой половине 1943 года в Тунисе. Больших успехом экипажам 7,5 cm PaK 40/I Sfl.LrS добиться не удалось и практически все самоходки были подбиты или захвачены союзниками.







7,5 cm PaK 40/I Sfl.LrS в музее Самюра












Comments

( 5 comments — Leave a comment )
cccp2016
Apr. 11th, 2016 12:29 pm (UTC)
А что это за тележка на верхних снимках?
mihalchuk_1974
Apr. 11th, 2016 12:45 pm (UTC)
А, забыл написать. Перетяжелили гансы конструкцию. И дополнительный ЗИП и барахло возилось вот в таких прицепчиках.
cccp2016
Apr. 11th, 2016 01:03 pm (UTC)
Зы-ы-ы.)))
mihalchuk_1974
Apr. 11th, 2016 01:07 pm (UTC)
Да, да. Скорость то по пересеченке составляла 8 км/ч. А по шоссе аж 20. Не, можно было и до 35 раскочегарить, но это было чревато тяжким ремонтом ходовой.))) Вот такие пироги.
rik_rybolovov
Apr. 11th, 2016 07:52 pm (UTC)
Логичнее пятидесятку на это шасси было ставить. Она ж полегче все таки.
( 5 comments — Leave a comment )