?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Бронеуродцы Schneider-Renault

Опосля окончания "Великой войны" у доблестных галлов по большому счету осталось два типа современных танков это гигантские Char 2C (ажно цельных 20 штук) и легкие Renault FT-17 в различных модификациях. А вот ниша средних боевых машин занималась стремительно устаревающими St-Chamond M1917 и Schneider CА1.

И в начале 20-х годов франки пустились "во все тяжкие" в попытке построить современный средний танк. В 1921 году была принята программа "боевого танка" (ага, именно так она и называлась, по-французски: Char de Bataille), о некоторых плодах сей программы я уже писал, но обойти вниманием мутантов компаний Schneider и Renault тоже не получится. Тем более, что сии агрегаты получились у констукторов вышеуказанных контор уж очень своеобразными)))).

Основная идея программы Char de Bataille заключалась в создании "пехотного" танка массой до 13 тонн, бронирование до 25 мм и обязательным пушечно-пулеметным вооружением. А так как французские вояки были уверены, что следующая война будет тоже позиционной, то супостат, по их мнению будет преимущественно находится спереди от танков непосредственной пехотной поддержки, и пушка в башне кругового вращения ему на хрен не усралась. Предлагалось два варианта пушечного вооружения – с 75-мм гаубицей и 47-мм противотанковой пушкой, но в любом случае их предстояло установить в корпусе. А вот пулеметы в количестве двух штук надлежало установить в башне с круговым вращением. Основное требование, выдвигаемое к ходовой части танка, заключалось в способности преодолевать рвы и траншеи шириной 2,5-3 метра.

В конкурсе приняли участие пять компаний, причем Renault и Schneider выступили эдаким тандемом. Общими усилиями было спроектировано и построено две машины, получивших названия SRA и SRB.

Вариант SRA имел оригинальную ходовую часть, похожую на аглицкую "каракатицу" Medium Tank Mk.D: гусеницы практически полностью охватывали корпус по высоте, но при этом ведущее колесо располагалось значительно выше направляющего. Подобное конструкторское решение позволяло сохранить хорошие возможности по преодолению препятствия при относительно небольшой высоте корпуса. Другим необычным новшеством стало использование “змеевидной” (Snake Track – её ещё называли “канатной” или “скелетной”) гусеницы. При такой схеме звенья соединены не прямыми, а шаровыми шарнирами, допускающими как устилание цепи по неровностям почвы (продольным и поперечным), так и расположение цепи по той прямой, по которой совершается движение танка при повороте. В данном случае траки располагались на некотором расстоянии и крепились к гусеничной ветви средней частью, что позволило применить их в качестве движителя при передвижении на плаву. Даже при использовании закрытого шарнира это заметно упрощает конструкцию, снижает массу и повышает проходимость машины.



Галлы скопировали английскую придумку, только их танк SRA был немного короче, чуть выше и не имел возможности плавать. Ходовая часть сохранялась многоколёсной и имела следующую схему. На каждый борт приходилось по два блока, каждый из которых состоял из двух двухкатковых тележек и одного “независимого” катка. Оба блока крепились к общей балке и снабжались амортизацией на пластинчатых рессорах. В кормовой части, между последним блоком и ведущим колесом, располагался дополнительный натяжной каток. Верхняя ветвь гусеницы получила двойную поддержку – помимо 4-х роликов устанавливались специальные направляющие полозья. Для обеспечения лучшего сцепления с гусеницей направляющее колесо также снабжалось зубцами. Практически вся ходовая часть, за исключением направляющих колес, получила защиту в виду бортовых экранов. Корпус танка SRA был достаточно простой формы. Борта устанавливались вертикально, причем наибольшее количество наклонных бронелистов пришлось на лобовую часть. Здесь, с правой стороны, был выполнен вырез под установку 75-мм гаубицы, а с левой размещался водитель и органы управления. Рядом с орудием планировалась также установка курсового пулемета.



В боевом отделении располагалось место командира, который обслуживал башенную пулеметную установку. Оба пулемета имели раздельное наведение. В кормовой части корпуса устанавливался 6-цилиндровый двигатель фирмы Renault мощностью 180 л.с. (“половинка” авиационного 21-цилиндрового мотора), топливный бак на 430 литров, вентиляторы системы охлаждения и механическая трансмиссия с планетарной КПП.
Для посадки и высадки экипажа в левом борту корпуса была сделана прямоугольная дверь. Приборы наблюдения были немногочисленны: в лобовом бронелисте корпуса был вырезан люк со смотровой щелью защищенной бронестеклом, а пушка и пулеметы наводились на цель при помощи оптического и телескопического прицелов.
Сведения о бронировании танка SRA достаточно скупы. Достоверно известно только о толщине брони лобовой части корпуса и бортов – 30 мм. Корма могла быть защищена 20-30 мм бронелистами, крыша и днище – 10-15 мм. Толщина стенок башни ST1 составляла 30 мм, крыши – 10 мм.



Несмотря на отработанность в производстве некоторой части узлов и агрегатов разработка танка и постройка танка сильно затянулась. Прототип SRA был представлен специалистам мастерских Рюэля (Atelier de Rueil), вместе с тремя другими опытными образцами, 13 мая 1924 года. Испытания, длившиеся почти год, закончились для SRA неутешительным итогом. У детища конструкторов Schneider-Renault постоянно выходила из строя трансмиссия, а максимальная скорость при движении по твердому грунту при массе 19,5 тонн составила всего 17,5 км\ч. Кроме того, установленная на SRA и SRB башня типа ST1 была подвергнута критике. Единственными преимуществами этой машины оставались лишь хорошая проходимость по местности и запас хода 140 км.
В марте 1925 года был сделан вывод, что SRA не подходит для принятия на вооружение французских пехотных частей и танк остался лишь в единственном экземпляре.


Вариант SRB в основном отличался от "братца" ходовой частью и вооружением.



В отличии от SRA, где была активно использована подвеска на листовых рессорах и “змеевидная” гусеница, вариант SRB был более близок к танкам завершающего периода 1-й мировой войны. Примененная в нём массивная ходовая часть почти полностью охватывала корпус, поднимаясь на высоту до 2 метров и выступая за габариты корпуса спереди и сзади. На каждый борт приходилось по 16 опорных катков (2 из них являлись натяжными), верхнюю ветвь гусеницы поддерживали 2 ролика и направляющие полозья. Направляющие колеса находились спереди, ведущие – сзади. Подвеска была смешанного типа: 12 катков снабжались амортизацией на вертикальных пружинных рессорах, а 4 других катка оснащались листовыми рессорами.
Корпус SRB был во многом унифицирован с корпусом танка SRA. Компоновка осталась прежней: места водителя и артиллериста находились впереди, командир располагался в средней части, моторно-трансмиссионное отделение – на корме. Двигатель Renault (бензиновый, 6-цилиндровый, мощностью 180 л.с.) также соответствовал модели SRA, но трансмиссию заменили на гидравлическую Naeder от фирмы Chaize. Этот агрегат поставлялся в комплекте с переключателем скоростей Fieux и коробкой передач Schneider. Главная особенность Fieux заключалась в возможности “перескакивать” с 1-й на 4-ю передачу – такой режим планировалось использовать для преодоления коротких “чистых” участков, но фактически резкий переход на более высокую передачу сразу выводил из строя как КПП, так и двигатель. В дальнейшем это подтвердилось при эксплуатации серийных танков B1. Из-за размещения дополнительных механизмов пришлось сократить объём топливного бака до 370 литров. Толщина вертикальных бронелистов корпуса была гомогенной и составляла 30 мм. Крыша и днище защищались 10 мм бронированием.



Ещё одной характерной особенностью модели SRB был состав вооружения. Вместо 75-мм гаубицы в лобовой части корпуса устанавливалась 47-мм длинноствольная противотанковая пушка. На крыше боевого отделения устанавливалась башня ST1 с двумя 8-мм пулеметами имевшими раздельное наведение.

Военным специалистам танк был передан 13 марта 1924 года и в течении последующих 11 месяцев он прошел усиленные испытания. Вариант SRB оказался легче SRA почти на тонну и при одинаковом двигателе показал скорость аж 18 км\ч! Трансмиссия в течении ходовых тестов работала не слишком надежно, но её потенциал понравился Управлению пехоты. В то же время высоко поднятая верхняя часть гусеничной ветви позволила сделать дверь в левом борту большего размера, что заметно упростило высадку-посадку экипажа в танк.
Сопоставив полученные результаты Управление пехоты сделало вывод, что танк модели SRB наиболее полно отвечает техническому заданию, хотя и нуждается в доработке. От инженеров Schneider- Renault потребовали доработать ходовую часть, усилить бронирование, улучшить обзор с места водителя, установить 75-мм пушку в корпусе, заменить двигатель на более мощный, отладить работу агрегатов трансмиссии и внести ряд более мелких доработок. В конечном итоге это было реализовано в проекте Tracteur 30, который впоследствии стал самым мощным французским танком 2-й мировой войны под обозначением Char B1bis.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
shurikk77
Mar. 11th, 2016 08:27 pm (UTC)
Странно, кстати, что Советский Союз избежал увлечения концепцией "большое пуляло в корпусе, маленькое/пулемёт в башне" (ну, кроме Танка Гротте, но и у того так получилось потому что в двухъярусную башню не смогли). А так то и англичане такой "Черчилль" выпускали, да и у американцев "Генерал Ли" не сильно далеко ушёл...
alekseymeeres
Mar. 11th, 2016 10:52 pm (UTC)
В СССР тоже ведь строили монстры. Но потом перешли на американский Кристи и его модификации.
mihalchuk_1974
Mar. 12th, 2016 05:39 am (UTC)
Вся проблема была в сложности впихивания большого орудия в башню, наверное.
( 3 comments — Leave a comment )