mihalchuk_1974 (mihalchuk_1974) wrote,
mihalchuk_1974
mihalchuk_1974

Category:

Эволюция кацбальгера в работах Урса Графа, художника-солдата.



ВСЕ РИСУНКИ КЛИКАБЕЛЬНЫ

В продолжении вот этого http://mihalchuk-1974.livejournal.com/57996.html вот этого http://mihalchuk-1974.livejournal.com/690454.html и вот этого http://mihalchuk-1974.livejournal.com/690730.html

Эво­лю­цию вооружения наемной пехоты средневековой Европы с 1507 по 1524 г. можно про­сле­дить по рисун­кам швей­цар­ского худож­ника Урса Графа (Urs Graf, 1485/1490 – около 1529), кото­рый неко­то­рое время сам был сол­да­том удачи и слу­жил в вой­сках, вое­вав­ших в Ита­лии и Фран­ции. Поэтому его про­из­ве­де­ния явля­ются осо­бенно цен­ными исто­ри­че­скими сви­де­тель­ствами. При­чем на них пока­заны не только швей­цар­ские, но и немец­кие сол­даты, кото­рых нани­мала на службу та же вою­ю­щая дер­жава.

О том, что на рисунке изоб­ра­жены швей­ца­рец или ландс­кнехт, можно узнать, в первую оче­редь, из назва­ния, при­ве­ден­ного в ката­логе каби­нета гра­вюр и рисун­ков Худо­же­ствен­ного музея Базеля, кото­рый вла­деет основ­ной кол­лек­цией работ Урса Графа. Швей­цар­ский наем­ник там назы­ва­ется чаще всего вои­ном (Krieger), наем­ни­ком (Reisläufer), а также кон­фе­де­ра­том (Eidgenossen). Немец­кий наем­ник име­ну­ется ландс­кнех­том (Landsknechte). Но такое назва­ние рисунка, как «Зна­ме­но­сец», конечно, вызы­вает затруд­не­ние в иден­ти­фи­ка­ции персонажа.

В ката­ло­гах собра­ний дру­гих стран, плохо зна­ко­мых с исто­рией ландс­кнех­тов и швей­цар­ских наем­ни­ков, обычно исполь­зу­ются общие тер­мины («зна­ме­но­сец», «але­бард­щик», «сол­дат»). Подоб­ные обо­зна­че­ния сви­де­тель­ствуют о том, что их соста­ви­тели и сами не могут опре­де­лить, кто изоб­ра­жен на рисунке – швей­ца­рец или ландс­кнехт. К тому же ино­гда слово «ландс­кнехт» равно при­ме­ня­ется и к швей­цар­ским, и к немец­ким наемникам. Что, естественно, в корне неверно.

Иден­ти­фи­ци­ро­вать пер­со­наж помо­гает зна­ние опо­зна­ва­тель­ных зна­ков, кото­рые наем­ники исполь­зо­вали, чтобы отли­чить сво­его от чужого в бою. У швей­цар­цев таким зна­ком был пря­мой крест, соот­вет­ству­ю­щий белому пря­мому кре­сту на флаге Швей­цар­ского союза. А ландс­кнехты выбрали для себя знак косого кре­ста, соот­вет­ству­ю­щий крас­ному косому кре­сту Бур­гун­дии на зна­ме­нах Мак­си­ми­ли­ана I и Карла V, под кото­рыми они шли в бой. Соот­вет­ству­ю­щие нашивки можно видеть на одежде швей­цар­цев и ландс­кнех­тов на гра­вю­рах, кар­ти­нах и гобе­ле­нах с изоб­ра­же­нием баталь­ных сцен.

Как сви­де­тель­ствуют рисунки Урса Графа, кре­сты также выре­за­лись на одежде наем­ни­ков. У швей­цар­цев про­рези в виде пря­мых кре­стов поме­ща­лись чаще на шос­сах в обла­сти ляжки. А у ландс­кнех­тов про­рези в виде косых кре­стов рас­по­ла­га­лись либо на набед­рен­нике, либо на груди.

На рисун­ках Урса Графа нет баталь­ных сцен. В основ­ном на них пока­заны наем­ники вне боя, пози­ру­ю­щими пооди­ночке, в паре с пол­ко­выми жен­щи­нами, или они изоб­ра­жены в жан­ро­вых сцен­ках. На основе лич­ных впе­чат­ле­ний и зари­со­вок, сде­лан­ных в похо­дах, худож­ник созда­вал также про­из­ве­де­ния алле­го­ри­че­ского характера.

Урс Граф рядом со своей моно­грам­мой VG, к кото­рой он со вре­ме­нем стал добав­лять изоб­ра­же­ние швей­цар­ского кин­жала, часто ука­зы­вал дату созда­ния рисунка. Автор­ская дати­ровка работ предо­став­ляет нам воз­мож­ность изу­чить пока­зан­ные на них одежду и ору­жие швей­цар­ских и немец­ких наем­ни­ков по годам.
На рисунке «Восемь вои­нов и всад­ник на фоне пей­зажа», дати­ру­е­мом 1507/8 г., швей­цар­ские наем­ники воору­жены мечами, по форме схо­жими с рыцар­ским дву­руч­ным мечом. Они отли­ча­ются мень­шими раз­ме­рами и кон­фи­гу­ра­цией гарды. Кре­сто­вина меча из пря­мой пре­вра­ти­лась в вол­но­об­раз­ную с загну­тыми в про­ти­во­по­лож­ные сто­роны кон­цами, на кото­рых появи­лись шишечки. Она лежит в плос­ко­сти, пер­пен­ди­ку­ляр­ной плос­ко­сти клинка. Руко­яти одной части мечей на рисунке сохра­няют форму вере­тена с круг­лым навер­шием, а вто­рой – при­об­рели форму типич­ной руко­яти кац­баль­гера с рас­ши­рен­ным плос­ким верхом.

Восемь вои­нов и всад­ник на фоне пей­зажа. Автор: Урс Граф. Время созда­ния: 1507/1508 г. Каби­нет гра­вюр и рисун­ков, Худо­же­ствен­ный музей Базеля, Швей­ца­рия


Рису­нок для вит­ража со швей­цар­цем и голой жен­щи­ной. Худож­ник: Урс Граф. Время созда­ния: 1512 г. Каби­нет гра­вюр и рисун­ков, Худо­же­ствен­ный музей Базеля


Девка (Dirne) с дву­руч­ным мечом. Автор: Урс Граф. Время созда­ния: 1515 г.Каби­нет гра­вюр и рисун­ков, Худо­же­ствен­ный музей Базеля


К 1512 г. концы вол­но­об­раз­ной кре­сто­вины меча уве­ли­чи­лись в длину и закруг­ли­лись вна­чале слегка, а затем силь­нее, при­об­ретя форму буквы «S» как на обыч­ных, так и на дву­руч­ных мечах. Однако на дву­руч­ных мечах, в основном, гарда оста­лась в одной плос­ко­сти с клинком.
К 1513 г. руко­ять меча, харак­тер­ная для кац­баль­гера, стала вытес­нять вере­те­но­об­раз­ную руко­ять с навер­шием в виде шара. Меч пре­тер­пел существен­ные изме­не­ния и при­об­рел мно­гие черты кац­баль­гера. Его наи­бо­лее деталь­ное изоб­ра­же­ние можно видеть на рисунке «Сидя­щий наем­ник» , где пред­по­ло­жи­тельно изоб­ра­жен ландс­кнехт. Руко­ять меча имеет гра­не­ную рас­ши­ря­ю­щу­юся к концу форму с плос­ким вер­хом. Его гарда, полу­чив­шая форму буквы «S» с неза­мкну­тыми закруг­ле­ни­ями, зани­мает пер­пен­ди­ку­ляр­ное к клинку поло­же­ние. Ножны имеют харак­тер­ную для ландс­кнехт­ского меча скобу на конце и отде­ле­ние для ножей. Оста­лось дора­бо­тать гарду и сде­лать кли­нок более коротким.

Сидя­щий наем­ник. Автор: Урс Граф. Время созда­ния: 1513 г.


На рабо­тах (фото 6 – 8), отно­ся­щихся к 1513 – 1516 гг., пред­став­лены мечи, схо­жие с тем, кото­рым вла­деет пер­со­наж на рисунке «Сидя­щий наем­ник». Но закруг­ле­ния у гарды уже сомкнуты. При этом все пер­со­нажи в назва­нии рисунка опре­де­лены ката­ло­гом как воины, т.е. как швей­царцы.

Наем­ник, вид спе­реди. Автор: Урс Граф. Время созда­ния: 1513 г. Каби­нет гра­вюр и рисун­ков, Худо­же­ствен­ный музей Базеля



Сто­я­щий воин-пикинер, вид спе­реди. Автор: Урс Граф. Время созда­ния: 1514 г. Каби­нет гра­вюр и рисун­ков, Худо­же­ствен­ный музей Базеля


С наи­боль­шей долей уве­рен­но­сти в том, что Урс Граф изоб­ра­зил на своей работе швей­царца, можно гово­рить о рисунке «Воин и девка на фоне пей­зажа», поскольку здесь воин носит шоссы с про­рез­ным узо­ром, харак­тер­ным только для шосс швей­цар­ских наем­ни­ков, да еще и с пря­мыми кре­стами. Таким обра­зом, исходя из инфор­ма­ции, кото­рые дают рисунки Урса Графа, можно заклю­чить, что в период 1513 – 1516 гг. неим­пер­ские ландс­кнехты и швей­царцы исполь­зо­вали схо­жие мечи, име­ю­щие мно­гие из свойств кацбальгера.

Воин и девка на фоне пей­зажа. Автор: Урс Граф. Время созда­ния: 1516 г. Каби­нет гра­вюр и рисун­ков, Худо­же­ствен­ный музей Базеля


На рисунке 1516 г. «Зна­ме­но­сец со своим мальчиком-оруженосцем» изоб­ра­жен меч, кото­рый можно назвать про­то­кац­баль­ге­ром. Его гарда сде­лана в форме буквы «S» с замкну­тыми закруг­ле­ни­ями, кото­рые обни­мают кли­нок. Она нахо­дится в плос­ко­сти, пер­пен­ди­ку­ляр­ной той, в кото­рой рас­по­ло­жен кли­нок. Но буква «S» еще не повер­нута на все 45 гра­ду­сов отно­си­тельно оси клинка, т.е. не заняла поло­же­ние, харак­тер­ное для гарды кац­баль­гера, когда ее кольца нахо­дятся спе­реди и сзади клинка, а не по бокам. К тому же длина клинка еще слиш­ком велика.

Зна­ме­но­сец со своим мальчиком-оруженосцем. Автор: Урс Граф. Время созда­ния: 1516 г. Каби­нет гра­вюр и рисун­ков, Худо­же­ствен­ный музей Базеля

Из назва­ния и кон­тек­ста рисунка, к сожа­ле­нию, неясно, кем явля­ется зна­ме­но­сец – ландс­кнех­том или швей­цар­цем. Пер­со­наж нари­со­ван в шос­сах, на кото­рых сде­ланы про­рези с очень боль­шими «окнами», через кото­рые видны его воло­са­тые ноги. А это счи­та­лось недо­пу­сти­мым для швей­цар­цев. Рядом с ним идет маль­чик, кото­рый несет на своей пике, ско­рее всего, укра­ден­ного гуся. (Такой сюжет, но уже с ландс­кнех­том и его «сыном» ста­нет одним из клас­си­че­ских на гра­вю­рах немец­ких худож­ни­ков, пред­на­зна­чен­ных для широ­кой пуб­лики.) Вряд ли Урс Граф стал бы оде­вать в столь без­нрав­ствен­ные шоссы швей­царца и делать его глав­ным героем столь позор­ной сцены. Поэтому можно заклю­чить, что зна­ме­нос­цем явля­ется ландскнехт. Опи­ра­ясь на инфор­ма­цию рисунка «Зна­ме­но­сец со своим мальчиком-оруженосцем», датой появ­ле­ния про­то­кац­баль­гера можно было бы счи­тать ори­ен­ти­ро­вочно 1516 г. Но пол­ной уве­рен­но­сти в этом нет, поскольку работа выпол­нена на уровне наброска и меч недо­ста­точно хорошо прорисован.

На рисунке 1517 г. «Але­бард­щик, вос­пла­ме­нен­ный любо­вью при виде обна­жен­ной жен­щины» речь идет еще об одном пороке немец­ких наем­ни­ков. Это – их при­вер­жен­ность к сво­бод­ной любви с жен­щи­нами древ­ней­шей про­фес­сии, кото­рые сле­до­вали за наем­ни­ками в обозе. Но такой порок был свой­стве­нен и швей­цар­цам. Их изоб­ра­же­ний с блуд­ни­цами Урсом Гра­фом было сде­лано во мно­же­стве. Есть даже один рису­нок со швей­цар­цем и голой жен­щи­ной, кото­рый пред­на­зна­чался для вит­ража. Поэтому але­бард­щи­ком, кото­рый на рисунке пока­зан как типич­ный ландс­кнехт, может быть и швейцарец. Однако в дан­ном слу­чае важ­нее то, что рису­нок «Але­бард­щик, вос­пла­ме­нен­ный любо­вью» пол­но­стью закон­чен и его детали хорошо про­ра­бо­таны. Это поз­во­ляет оце­нить меч, кото­рый лежит у него на бедре, и заклю­чить, что он так же, как у зна­ме­носца, явля­ется длин­ным про­то­кац­баль­ге­ром. Но его руко­ять имеет вере­те­но­об­раз­ную форму с круг­лым навер­шием, кото­рая также при­да­ва­лась и клас­си­че­скому кац­баль­геру, но зна­чи­тельно реже.
Але­бард­щик, вос­пла­ме­нен­ный любо­вью при виде обна­жен­ной жен­щины. Худож­ник: Урс Граф. Время созда­ния: 1517 г.Госу­дар­ствен­ный музей Амстер­дама, Нидер­ланды


Длин­ный про­то­кац­баль­гер висит на поясе обна­жен­ной жен­щины на рисунке Урса Графа «Алле­го­рия воен­ных удач». Алле­го­рию вряд ли сле­дует вос­при­ни­мать как нечто серьез­ное. Ско­рее, это – шутка, о чем сви­де­тель­ствует, в част­но­сти, облако, поме­щен­ное в пра­вом верх­нем углу рисунка. Оно имеет вид уса­того и боро­да­того лица муж­чины, кото­рый, отвер­нув­шись в сто­рону, все же под­гля­ды­вает за голой кра­сот­кой одним гла­зом. Но, как гово­рится, в каж­дой шутке есть доля правды. Рису­нок «Алле­го­рия воен­ных удач» дати­ру­ется 1516/1518 г. и под­твер­ждает пред­по­ло­же­ние о том, что про­то­кац­баль­гер уже был создан к этому времени.

Алле­го­рия воен­ных удач. Автор: Урс Граф. Время созда­ния: 1516/1518 г. Каби­нет гра­вюр и рисун­ков, Худо­же­ствен­ный музей Базель


Работа Урса Графа «Ландс­кнехт, кото­рый про­иг­рал свои деньги» высме­и­вает один из поро­ков ландс­кнех­тов – страсть к азарт­ным играм. Здесь мы уже можем быть пол­но­стью уве­рены в том, что на рисунке изоб­ра­жен именно ландс­кнехт, потому что его назва­ние соот­вет­ствует над­писи на дву­руч­ном мече. При этом ландс­кнехт при­над­ле­жит вра­же­скому лагерю, так как на его набед­рен­нике сде­ланы про­рези в виде косого кре­ста. Ландс­кнехт отя­го­щен еще и дру­гим пре­гре­ше­нием – несо­блю­де­нием норм в ноше­нии одежды. Он одет в шоссы со сня­той на левой ноге набед­рен­ной частью, что остав­ляет ляжку непри­кры­той. А его бра­гета имеет вызы­ва­ю­щий вид. Причем одежда, вооружение, стрижка, усы да и возраст четко указывают нам на так называемого ДОППЕЛЬСОЛЬДНЕРА (нем. Doppelsöldner) - опытного солдата наемника получающего двойное жалованье.
«Ландс­кнехт, кото­рый про­иг­рал свои деньги» также явля­ется закон­чен­ным, пол­но­цен­ным рисун­ком, отра­жа­ю­щим все основ­ные осо­бен­но­сти меча, кото­рый к тому же достиг своих опти­маль­ных раз­ме­ров. А зна­чит, можно кон­ста­ти­ро­вать, что про­то­кац­баль­гер пол­но­стью сфор­ми­ро­вался к 1519 г. и в это время уже был на воору­же­нии ландскнехтов.

Дву­руч­ный меч про­иг­рав­ше­гося ландс­кнехта осна­щен такой же гар­дой, что и меч на поясе. Но она имеет какие-то неве­ро­ят­ные раз­меры. Вполне возможно, что некоторые элементы рисунка имеют карикатурное, преувеличенное изображение.


Ландс­кнехт, кото­рый про­иг­рал свои деньги. Автор: Урс Граф. Время созда­ния: 1519 г. Каби­нет гра­вюр и рисун­ков, Худо­же­ствен­ный музей Базеля


В том, что на гра­вюре «Зна­ме­но­сец», выре­зан­ной по рисунку Урса Графа, изоб­ра­жен ландс­кнехт, также нет сомне­ний. Об этом гово­рят не только обвис­лые усы, про­резь в виде косого кре­ста на раз­де­лен­ной шоссе пра­вой ноги, но и косой крест на флаге. На поясе зна­ме­носца висит типич­ный вари­ант ран­него кац­баль­гера с боль­шой гар­дой, пока еще не повер­ну­той отно­си­тельно клинка на пол­ные 45 гра­ду­сов. К сожа­ле­нию, соот­вет­ству­ю­щего рисунка Урса Графа найти не уда­лось. Но, судя по кон­фи­гу­ра­ции шосс, его можно дати­ро­вать также 1516 – 1519 гг. Поскольку эта модель кац­баль­гера изоб­ра­жена быв­шим швей­цар­ским наем­ни­ком Урсом Гра­фом, она, оче­видно, была харак­терна в этот период для ландс­кнех­тов, сра­жав­шихся на сто­роне про­тив­ни­ков Мак­си­ми­ли­ана I, с кото­рыми худож­ник мог общаться. Но были ли воору­жены таким кац­баль­ге­ром импер­ские ландс­кнехты? Навер­ное, на этот вопрос сле­дует отве­тить поло­жи­тельно, если допу­стить, что Урс Граф видел их на поле боя.

Зна­ме­но­сец. Гра­вюра на дереве по рисунку Урса Графа. Автор неиз­ве­стен. Время созда­ния гра­вюры: 1527 – 1600 гг. Бри­тан­ский музей



Однако в 1520-е гг. кац­баль­гер еще не заво­е­вал все­об­щей попу­ляр­но­сти и не вытес­нил из арсе­нала неим­пер­ских ландс­кнех­тов дру­гие виды мечей. Об этом сви­де­тель­ствует зари­совка Урса Графа «Вер­бовка ландс­кнех­тов в зале гиль­дии» . Кроме того, она под­твер­ждает пред­по­ло­же­ние о том, что ландс­кнехты, вое­вав­шие на одной сто­роне со швей­цар­цами, также имели на своей одежде про­рези в виде пря­мого кре­ста. Такая про­резь изоб­ра­жена на рукаве ландс­кнехта, нари­со­ван­ного справа.

Что каса­ется швей­цар­цев, вое­вав­ших рядом с ландс­кнех­тами, нет сомне­ний в том, что они могли оце­нить по досто­ин­ству кац­баль­гер и заме­нить им свой меч. Однако в конце 1510-х начале 1520-х гг. этого не про­ис­хо­дит. Нет ни одного рисунка, где нари­со­ван пер­со­наж с кац­баль­ге­ром, о кото­ром с пол­ной уве­рен­но­стью можно ска­зать, что это – швей­цар­ский наемник.

Вер­бовка ландс­кнех­тов в зале гиль­дии. Автор: Урс Граф. Время созда­ния: 1521 г. Худо­же­ствен­ный музей Базеля



Среди мечей, кото­рыми Урс Граф воору­жал своих швей­цар­цев и, в част­но­сти, зна­ме­нос­цев, есть раз­ные вари­анты, в том числе с гар­дой, при­бли­жа­ю­щейся к гарде кац­баль­гера.

Зна­ме­носцы. Рису­нок на обеих сто­ро­нах одного листа. Автор: Урс Граф. Время созда­ния: 1519 г. Каби­нет гра­вюр и рисун­ков, Худо­же­ствен­ный музей Базеля


Но все же наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ным явля­ется меч, кото­рым воору­жен наем­ник на рисунке «Воин с копьем и девка». Он длин­нее типич­ного кац­баль­гера и имеет вере­те­но­об­раз­ную руко­ять с круг­лым навер­шием, поэтому напо­ми­нает рыцар­ский меч. Его S-образная гарда оста­лась в одной плос­ко­сти с клин­ком. Именно такой меч вос­при­ни­мался, в част­но­сти, немец­кими худож­ни­ками, как типич­ный для швей­цар­ских наем­ни­ков. Однако на этом рисунке его ножны снаб­жены отде­ле­нием для ножей, как у кацбальгера.

Воин с копьем и девка. Автор: Урс Граф. Время созда­ния: 1516 г. Каби­нет гра­вюр и рисун­ков, Худо­же­ствен­ный музей Базеля


Таким же мечом вооружен воин на рисунке "Воин в кирасе и набед­рен­нике". Автор: Урс Граф. Время созда­ния: 1519 г. Каби­нет гра­вюр и рисун­ков, Худо­же­ствен­ный музей Базеля


У Урса Граф есть рису­нок, где швей­цар­ские и немец­кие наем­ники пока­заны вме­сте. Он назы­ва­ется «Два швей­царца и два ландс­кнехта играют на флей­тах» (. Рису­нок предо­став­ляет нам воз­мож­ность уви­деть раз­ли­чия в одежде и воору­же­нии наем­ни­ков, суще­ство­вав­шие в 1523 г. – в том году, когда он был создан.
Швей­царцы вынуж­дены сле­до­вать стро­гим нор­мам в ноше­нии одежды, при­ня­тым как в Швей­цар­ском союзе, так и в Свя­щен­ной Рим­ской импе­рии. На рисунке они одеты в нераз­де­лен­ные шоссы, кото­рые укра­шают лишь про­рези в виде пря­мых кре­стов. Про­рез­ной декор на их рука­вах также отсут­ствует в отли­чие от рука­вов ландс­кнех­тов, у кото­рых они к тому же имеют заметно боль­ший объем.

Ландс­кнехты, полу­чив­шие от рейхс­тага право оде­ваться по сво­ему усмот­ре­нию, поль­зу­ются им и про­яв­ляют гораздо больше воль­но­стей в костюме. Шоссы ландс­кнехта, сто­я­щего в цен­тре, на пра­вой ноге покрыты косыми про­ре­зями с боль­шим «окнами». А вто­рой ландс­кнехт изоб­ра­жен в раз­де­лен­ных шос­сах со сня­той набед­рен­ной частью. На голой ляжке его пра­вой ноги нари­со­вана лилия – гераль­ди­че­ский сим­вол Бур­бо­нов, кото­рым худож­ник гово­рит о том, что ландс­кнехты наняты фран­цуз­ской коро­ной и сра­жа­ются со швей­цар­цами на одной стороне.

Меч пока­зан только у одного швей­царца, да и то не пол­но­стью. О нем можно ска­зать, что он длин­ный и снаб­жен вере­те­но­об­раз­ной руко­я­тью с круг­лым навер­шием, т.е. это – явно не кац­баль­гер. Ландс­кнехт в цен­тре также воору­жен длин­ным мечом, у кото­рого виден только конец. А его това­рищ вла­деет кац­баль­ге­ром, типич­ным для ландс­кнех­тов, вое­вав­ших на сто­роне фран­цу­зов в этот период.

Два швей­царца и два ландс­кнехта играют на флей­тах. Автор: Урс Граф. Время созда­ния: 1523 г. Каби­нет гра­вюр и рисун­ков, Худо­же­ствен­ный музей Базеля



Ландс­кнехт и швей­цар­ский наем­ник изоб­ра­жены вме­сте на самом извест­ном про­из­ве­де­нии Урса Графа «Два наем­ника, жен­щина и смерть на дереве», дати­ру­е­мом 1524 г. Гра­вюра по его рисунку была выре­зана извест­ным масте­ром Ган­сом Лют­цель­бур­ге­ром. Она пред­став­ляет собой алле­го­рию наем­ни­че­ства как тако­вого. Поэтому рядом со швей­цар­цем (справа) Урс Граф изоб­ра­зил ландс­кнехта с косыми кре­стами на набед­рен­нике, т.е. по сути его врага.

Гладко выбри­тый лег­кий, бла­го­род­ный и гор­де­ли­вый швей­ца­рец, помимо пики и швей­цар­ского кин­жала, воору­жен мечом с изыс­кан­ным эфе­сом, кото­рый у наем­ни­ков на рисун­ках Урса Графа не встре­ча­ется. Воз­можно, худож­ник изоб­ра­зил здесь дво­рян­ский меч, чтобы под­черк­нуть ари­сто­кра­ти­че­ское про­ис­хож­де­ние наем­ника. При­сло­нив­шийся к дереву флег­ма­тич­ный, груз­но­ва­тый и про­сто­ва­тый ландс­кнехт воору­жен дву­руч­ным мечом с гар­дой, как у кац­баль­гера, и кац­баль­ге­ром в харак­тер­ных кожа­ных нож­нах с при­вя­зан­ными к ним ножами.

Нет сомне­ний в том, что для своей алле­го­рии Урс Граф исполь­зо­вал наи­бо­лее типич­ные для каж­дого пер­со­нажа атри­буты. Вероятно, она ста­вит все точки над «i» и сви­де­тель­ствует о том, что кац­баль­гер являлся ору­жием ландс­кнехта, но не швей­царца. Не зря же тер­мин «кац­баль­гер» сино­ни­ми­чен тер­мину «ландс­кнехт­ский меч».

Два наем­ника, жен­щина и смерть на дереве. Худож­ник: Урс Граф. Гра­вёр: Ганс Лют­цель­бур­гер (Hans Lützelburger). Время созда­ния: 1524 г. Бри­тан­ский музей



Источник http://premudrosti.in/
Tags: Белое оружие, История, Средние Века
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments