?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

КАЦБАЛЬГЕР. ЧАСТЬ 2.

Дво­ря­нин. Худож­ник: Никлас Штоер (Niklas Stoer, около 1500 – около 1562).


Ино­гда кац­баль­гер снаб­жался защит­ной руко­ят­ной дугой , рос­шей из кре­сто­вины к навер­шию и до 1560 г. не соеди­няв­шейся с ним, как и у дру­гих типов мечей.

Кац­баль­гер из Ору­жей­ной палаты Дрез­дена


Гауп­т­ман ландс­кнех­тов. Автор: Ганс Дёринг (Hans Döring) или Иеро­ним Декин­гер (Hieronymus Deckinger). Время созда­ния: 1545 г.


Ножны кац­баль­гера изго­тав­ли­ва­лись из кожи. К их концу обычно кре­пился метал­ли­че­ский нако­неч­ник (скоба) в виде непол­ной окруж­но­сти с пря­мыми или с закруг­лен­ными внутрь кон­цами. Нередко у них были отде­ле­ния для ножей и мел­ких инстру­мен­тов. Так, кожа­ные ножны уже упо­ми­нав­ше­гося кац­баль­гера пол­ков­ника Уль­риха фон Шел­лен­берга «имеют гнезда для восьми ножей и шила; на руко­ят­ках ножей выгра­ви­ро­ваны мин­не­ш­прухи (любов­ные изре­че­ния)».

Ландс­кнехт, чистя­щий ствол своей арке­бузы. При­пи­сы­ва­ется: Гансу Бургк­майру Стар­шему (Hans Burgkmair, 1473 –1531). Серия: Пять­де­сят ландс­кнех­тов.


Подоб­ные ножны можно видеть на гра­вюре «Ландс­кнехт с копьем» Кри­стофа Амбер­гера, кото­рая изоб­ра­жает ветерана-ландс­кнехта, воз­можно, про­фо­са. О высо­кой офи­цер­ской долж­но­сти сви­де­тель­ствуют его рос­кош­ная туника, тол­стая цепь на груди и корот­кое копье.
Ландс­кнехт с копьем. При­пи­сы­ва­ется: Кри­стофу Амбер­геру.Серия: Пять­де­сят ландс­кнех­тов.


Еще более наглядно демон­стри­рует нали­чие ножей в нож­нах, а также гарду кац­баль­гера «Порт­рет чело­века со стре­лой» Лукаса Кра­наха.
Порт­рет чело­века со стре­лой. Худож­ник: Лукас Кра­нах. Время созда­ния: 1530 г. Дрезден



Кожа хра­нится хуже металла (ваш КЭП). В резуль­тате музей­ные кол­лек­ции рас­по­ла­гают неболь­шим коли­че­ством кошкодеров в ком­плекте с нож­нами. Поэтому столь цен­ной явля­ется находка кац­баль­гера, кото­рая была сде­лана во время архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок сред­не­ве­ко­вого рва города Эйн­д­хо­вена (Нидер­ланды) в 2007 г. Ведь на нем частично сохра­ни­лись кожа и дерево. На основе формы гарды и дат воен­ных кон­флик­тов под сте­нами города спе­ци­а­ли­сты отно­сят меч к 1525 – 1550 гг. А по форме навер­шия в виде гребня, кото­рое было харак­терно для гол­ланд­ских кац­баль­ге­ров, местом его изго­тов­ле­ния опре­де­ляют Нидер­ланды.

Этот меч после реставрации.


Ножны и инструменты из комплекта эйндховенского кацбальгера.





Как пока­зы­вают гра­вюры, для пере­вязи ландс­кнехты редко исполь­зо­вали кожа­ный ремень, кото­рый засте­ги­вался с помо­щью пряжки. Чаще пере­вя­зью слу­жил шну­рок (веревка, лента), кото­рый на талии, как пра­вило, не фик­си­ро­вали. То есть шну­рок вокруг талии не обо­ра­чи­вали, а свя­зы­вали сразу, обра­зуя при этом петлю, довольно корот­кую, чтобы она не соскаль­зы­вала с бедер. Такой прием поз­во­лял сво­бодно пере­ме­щать меч на пере­вязи отно­си­тельно тела, когда, напри­мер, в бою ландс­кнехт сра­жался основ­ным ору­жием – пикой, але­бар­дой и т.д., или играл на бара­бане или флейте, нес знамя. На гра­вю­рах, аква­ре­лях и кар­ти­нах мас­лом ландс­кнех­тов можно видеть с мечом, нахо­дя­щимся спе­реди, сзади и сбоку. Во время боя кац­баль­гер поме­щался спе­реди. Об этом сви­де­тель­ствуют изоб­ра­же­ния ландс­кнех­тов и швей­цар­цев на гобе­ле­нах серий «Битва при Павии» http://mihalchuk-1974.livejournal.com/655263.html и «Заво­е­ва­ние Туниса». Однако среди извест­ных про­из­ве­де­ний гра­фики и живо­писи нет ни одного (!), на кото­ром ландс­кнехт сра­жа­ется кацбальгером.



Интересен вопрос происхождения своеобразной гарды кацбальгера. И здесь мы должны учитывать мистичность сознания средневекового человека. Без этого в те времена никуда))). С этой точки зрения даже очень про­сто отде­лан­ная гарда наво­дит на мысль о том, что она несет на себе зме­и­ную сим­во­лику. Осо­бенно напо­ми­нают змей изгибы гарды, укра­шен­ные зиг­за­го­об­раз­ным узо­ром. Гарды доро­гих мечей, сде­лан­ные более искусно, вклю­чают в себя деталь, кото­рая похожа на голову змеи, куса­ю­щей себя за хвост. При­ме­ром могут слу­жить два кац­баль­гера из Немец­кого музея клин­ков в Золин­гене.

Два классических кошкодера времен расцвета этого типа оружия. Время изго­тов­ле­ния: около 1520 г. (слева) и 1530 г. (справа). Место изго­тов­ле­ния: Южная Гер­ма­ния. Немец­кий музей клин­ков, мона­стырь Гре­ф­рат, Золин­ген, Гер­ма­ния




А также уже упо­ми­нав­шийся кац­баль­гер, най­ден­ный во время архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок сред­не­ве­ко­вого рва города Эйн­д­хо­вена в 2007 г.


Если речь идет о змеях, то искать соот­вет­ству­ю­щий сим­вол нужно в сред­не­ве­ко­вом бес­ти­а­рии. Пер­вым вспо­ми­на­ется самое извест­ное суще­ство – уробо́рос (др. греч. οὐροβόρος, от οὐρά «хвост» и βορός «пожи­ра­ю­щий»; букв. «пожи­ра­ю­щий [свой] хвост»). Счи­та­ется, что это – свер­нув­шийся в кольцо змей, куса­ю­щий себя за хвост. Однако не стоит забы­вать, что змее­по­доб­ные сущ­но­сти сред­не­ве­ко­вого бес­ти­а­рия обычно явля­ются одно­вре­менно дра­ко­нами. Именно дра­ко­ном, дер­жа­щим во рту свой хвост, изоб­ра­жен уро­бо­рос в копии гре­че­ского трак­тата ран­него сред­не­ве­ко­вья «Codex Parisinus graecus».


Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ная трак­товка уро­бо­роса – это пред­став­ле­ние бес­ко­неч­ного чере­до­ва­ния сози­да­ния и раз­ру­ше­ния, жизни и смерти, посто­ян­ного пере­рож­де­ния и гибели.

Один из самых ранних известных кацбальгеров. Время изго­тов­ле­ния: середина XV – начало XVI в. Место изго­тов­ле­ния: веро­ятно, Гер­ма­ния. Мате­ри­алы: сталь, латунь, дре­ве­сина шипов­ника. Раз­меры: общая длина 864 мм, длина клинка 710 мм. Вес: 967 г. Мет­ро­по­ли­тен музей искусств, Нью-Йорк, США


На роль сим­вола гарды кац­баль­гера также под­хо­дит дву­гла­вый ядо­ви­тый змей амфисбе́на (от др. греч. ἀμφίς – с обеих сто­рон и βάινο – иду). Антич­ные авторы писали, что застать амфи­с­бену врас­плох прак­ти­че­ски невоз­можно, так как пока одна голова ее спит, дру­гая – все­гда бодр­ствует. Амфи­с­бена может дви­гаться в обоих направ­ле­ниях. Для этого она засо­вы­вает одну голову в рот вто­рой и катится, как обруч. У нее све­тя­щи­еся глаза, а сама она так горяча, что рас­тап­ли­вает снег. Обе­ими голо­вами она может ужа­лить. Вполне воз­можно, что гарда ран­них моде­лей кац­баль­ге­ров, имев­шая форму вол­ни­стой линии с шари­ками на кон­цах, как раз и несла сим­во­лику дву­гла­вого змея. При этом шарики озна­чали его головы.
Амфи­с­бена. Мини­а­тюра из бес­ти­а­рия (Ms. Bodley 764). Время созда­ния: около 1225 – 1250 гг. Место созда­ния: Англия. Язык: латин­ский. Бод­ле­ан­ская биб­лио­тека, Окс­форд­ский уни­вер­си­тет, Окс­форд, Англия


Навершие вто­рого кац­баль­гера из Немец­кого музея клин­ков сде­лан в форме головы муж­чины с ландс­кнехт­скими боро­дой и усами. На его затылке нахо­дится льви­ная голова. То есть перед нами – человек-лев. Однако при чте­нии сим­во­лики навершия нельзя забы­вать, что гарда сим­во­ли­зи­рует амфи­с­бену. А вто­рая голова амфи­с­бены, изоб­ра­жен­ной на мини­а­тюре бес­ти­а­рия Бод­ле­ан­ской биб­лио­теки, явно при­над­ле­жит зверю из семей­ства соба­чьих. Может быть, волку? Но, судя по цвету шер­сти, ско­рее, – льву. Сле­до­ва­тельно, изоб­ра­жен­ного на набал­даш­нике муж­чину нужно вос­при­ни­мать как человека-амфисбену, или смер­тельно опас­ного воина.

Навершие (Knauf) кац­баль­гера. Время изго­тов­ле­ния: около 1520 г. Место изго­тов­ле­ния: Южная Гер­ма­ния. Мате­риал: железо. Раз­меры: длина 6,5 см, ширина 3,2 см, высота 3,5 см. Иллю­стра­ция из книги: Kostbare Blankwaffen aus dem Deutschen Klingenmuseum Solingen, 1968


Еще одним суще­ством, кото­рое может сим­во­ли­зи­ро­вать гарда кац­баль­гера, явля­ется аспид, также име­ю­щий ядо­ви­тый укус. Как можно видеть на мини­а­тюре из Абер­дин­ского бес­ти­а­рия, он прак­ти­че­ски пред­став­ляет собой копию амфи­с­бены. Но у него нет вто­рой головы. Аспид замкнут в круг за счет того, что кон­чик его хво­ста встав­лен в ухо. В тек­сте Абер­дин­ского бес­ти­а­рия гово­рится, что, при­ста­вив одно ухо к земле, а во вто­рое вло­жив хвост, аспид защи­щает себя – ста­но­вится глу­хим к зву­кам, кото­рые исхо­дят от закли­на­теля змей.

Аспид (англ. asp). Мини­а­тюра из Абер­дин­ского бес­ти­а­рия (Lib. МС 24). Время созда­ния: XII в. Место созда­ния: Англия. Абер­дин­ская уни­вер­си­тет­ская биб­лио­тека, Абер­дин, Шот­лан­дия


Ран­ний тип кац­баль­гера. Длина: 930 мм. Время изго­тов­ле­ния: 1520 г. Место изго­тов­ле­ния: Швей­цар­ский союз или Гер­ма­ния






Наи­бо­лее типич­ная – «рас­щеп­лен­ная» руко­ять кац­баль­гера имеет канон (библейский?), кото­рый, несо­мненно, соот­вет­ствует какому-то весьма узна­ва­е­мому для сред­не­ве­ко­вого чело­века пред­мету, образу. Такая руко­ять, осо­бенно ее ран­ний вари­ант, вызы­вает ассо­ци­а­цию с костью или обруб­ком дере­вян­ной жерди, верх кото­рой сплю­щен моло­том, рас­щеп­лен, а в рас­щеп встав­лен клин.


Источник http://premudrosti.in/