mihalchuk_1974 (mihalchuk_1974) wrote,
mihalchuk_1974
mihalchuk_1974

Category:

КАЦБАЛЬГЕР. ЧАСТЬ 2.

Дво­ря­нин. Худож­ник: Никлас Штоер (Niklas Stoer, около 1500 – около 1562).


Ино­гда кац­баль­гер снаб­жался защит­ной руко­ят­ной дугой , рос­шей из кре­сто­вины к навер­шию и до 1560 г. не соеди­няв­шейся с ним, как и у дру­гих типов мечей.

Кац­баль­гер из Ору­жей­ной палаты Дрез­дена


Гауп­т­ман ландс­кнех­тов. Автор: Ганс Дёринг (Hans Döring) или Иеро­ним Декин­гер (Hieronymus Deckinger). Время созда­ния: 1545 г.


Ножны кац­баль­гера изго­тав­ли­ва­лись из кожи. К их концу обычно кре­пился метал­ли­че­ский нако­неч­ник (скоба) в виде непол­ной окруж­но­сти с пря­мыми или с закруг­лен­ными внутрь кон­цами. Нередко у них были отде­ле­ния для ножей и мел­ких инстру­мен­тов. Так, кожа­ные ножны уже упо­ми­нав­ше­гося кац­баль­гера пол­ков­ника Уль­риха фон Шел­лен­берга «имеют гнезда для восьми ножей и шила; на руко­ят­ках ножей выгра­ви­ро­ваны мин­не­ш­прухи (любов­ные изре­че­ния)».

Ландс­кнехт, чистя­щий ствол своей арке­бузы. При­пи­сы­ва­ется: Гансу Бургк­майру Стар­шему (Hans Burgkmair, 1473 –1531). Серия: Пять­де­сят ландс­кнех­тов.


Подоб­ные ножны можно видеть на гра­вюре «Ландс­кнехт с копьем» Кри­стофа Амбер­гера, кото­рая изоб­ра­жает ветерана-ландс­кнехта, воз­можно, про­фо­са. О высо­кой офи­цер­ской долж­но­сти сви­де­тель­ствуют его рос­кош­ная туника, тол­стая цепь на груди и корот­кое копье.
Ландс­кнехт с копьем. При­пи­сы­ва­ется: Кри­стофу Амбер­геру.Серия: Пять­де­сят ландс­кнех­тов.


Еще более наглядно демон­стри­рует нали­чие ножей в нож­нах, а также гарду кац­баль­гера «Порт­рет чело­века со стре­лой» Лукаса Кра­наха.
Порт­рет чело­века со стре­лой. Худож­ник: Лукас Кра­нах. Время созда­ния: 1530 г. Дрезден



Кожа хра­нится хуже металла (ваш КЭП). В резуль­тате музей­ные кол­лек­ции рас­по­ла­гают неболь­шим коли­че­ством кошкодеров в ком­плекте с нож­нами. Поэтому столь цен­ной явля­ется находка кац­баль­гера, кото­рая была сде­лана во время архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок сред­не­ве­ко­вого рва города Эйн­д­хо­вена (Нидер­ланды) в 2007 г. Ведь на нем частично сохра­ни­лись кожа и дерево. На основе формы гарды и дат воен­ных кон­флик­тов под сте­нами города спе­ци­а­ли­сты отно­сят меч к 1525 – 1550 гг. А по форме навер­шия в виде гребня, кото­рое было харак­терно для гол­ланд­ских кац­баль­ге­ров, местом его изго­тов­ле­ния опре­де­ляют Нидер­ланды.

Этот меч после реставрации.


Ножны и инструменты из комплекта эйндховенского кацбальгера.





Как пока­зы­вают гра­вюры, для пере­вязи ландс­кнехты редко исполь­зо­вали кожа­ный ремень, кото­рый засте­ги­вался с помо­щью пряжки. Чаще пере­вя­зью слу­жил шну­рок (веревка, лента), кото­рый на талии, как пра­вило, не фик­си­ро­вали. То есть шну­рок вокруг талии не обо­ра­чи­вали, а свя­зы­вали сразу, обра­зуя при этом петлю, довольно корот­кую, чтобы она не соскаль­зы­вала с бедер. Такой прием поз­во­лял сво­бодно пере­ме­щать меч на пере­вязи отно­си­тельно тела, когда, напри­мер, в бою ландс­кнехт сра­жался основ­ным ору­жием – пикой, але­бар­дой и т.д., или играл на бара­бане или флейте, нес знамя. На гра­вю­рах, аква­ре­лях и кар­ти­нах мас­лом ландс­кнех­тов можно видеть с мечом, нахо­дя­щимся спе­реди, сзади и сбоку. Во время боя кац­баль­гер поме­щался спе­реди. Об этом сви­де­тель­ствуют изоб­ра­же­ния ландс­кнех­тов и швей­цар­цев на гобе­ле­нах серий «Битва при Павии» http://mihalchuk-1974.livejournal.com/655263.html и «Заво­е­ва­ние Туниса». Однако среди извест­ных про­из­ве­де­ний гра­фики и живо­писи нет ни одного (!), на кото­ром ландс­кнехт сра­жа­ется кацбальгером.



Интересен вопрос происхождения своеобразной гарды кацбальгера. И здесь мы должны учитывать мистичность сознания средневекового человека. Без этого в те времена никуда))). С этой точки зрения даже очень про­сто отде­лан­ная гарда наво­дит на мысль о том, что она несет на себе зме­и­ную сим­во­лику. Осо­бенно напо­ми­нают змей изгибы гарды, укра­шен­ные зиг­за­го­об­раз­ным узо­ром. Гарды доро­гих мечей, сде­лан­ные более искусно, вклю­чают в себя деталь, кото­рая похожа на голову змеи, куса­ю­щей себя за хвост. При­ме­ром могут слу­жить два кац­баль­гера из Немец­кого музея клин­ков в Золин­гене.

Два классических кошкодера времен расцвета этого типа оружия. Время изго­тов­ле­ния: около 1520 г. (слева) и 1530 г. (справа). Место изго­тов­ле­ния: Южная Гер­ма­ния. Немец­кий музей клин­ков, мона­стырь Гре­ф­рат, Золин­ген, Гер­ма­ния




А также уже упо­ми­нав­шийся кац­баль­гер, най­ден­ный во время архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок сред­не­ве­ко­вого рва города Эйн­д­хо­вена в 2007 г.


Если речь идет о змеях, то искать соот­вет­ству­ю­щий сим­вол нужно в сред­не­ве­ко­вом бес­ти­а­рии. Пер­вым вспо­ми­на­ется самое извест­ное суще­ство – уробо́рос (др. греч. οὐροβόρος, от οὐρά «хвост» и βορός «пожи­ра­ю­щий»; букв. «пожи­ра­ю­щий [свой] хвост»). Счи­та­ется, что это – свер­нув­шийся в кольцо змей, куса­ю­щий себя за хвост. Однако не стоит забы­вать, что змее­по­доб­ные сущ­но­сти сред­не­ве­ко­вого бес­ти­а­рия обычно явля­ются одно­вре­менно дра­ко­нами. Именно дра­ко­ном, дер­жа­щим во рту свой хвост, изоб­ра­жен уро­бо­рос в копии гре­че­ского трак­тата ран­него сред­не­ве­ко­вья «Codex Parisinus graecus».


Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ная трак­товка уро­бо­роса – это пред­став­ле­ние бес­ко­неч­ного чере­до­ва­ния сози­да­ния и раз­ру­ше­ния, жизни и смерти, посто­ян­ного пере­рож­де­ния и гибели.

Один из самых ранних известных кацбальгеров. Время изго­тов­ле­ния: середина XV – начало XVI в. Место изго­тов­ле­ния: веро­ятно, Гер­ма­ния. Мате­ри­алы: сталь, латунь, дре­ве­сина шипов­ника. Раз­меры: общая длина 864 мм, длина клинка 710 мм. Вес: 967 г. Мет­ро­по­ли­тен музей искусств, Нью-Йорк, США


На роль сим­вола гарды кац­баль­гера также под­хо­дит дву­гла­вый ядо­ви­тый змей амфисбе́на (от др. греч. ἀμφίς – с обеих сто­рон и βάινο – иду). Антич­ные авторы писали, что застать амфи­с­бену врас­плох прак­ти­че­ски невоз­можно, так как пока одна голова ее спит, дру­гая – все­гда бодр­ствует. Амфи­с­бена может дви­гаться в обоих направ­ле­ниях. Для этого она засо­вы­вает одну голову в рот вто­рой и катится, как обруч. У нее све­тя­щи­еся глаза, а сама она так горяча, что рас­тап­ли­вает снег. Обе­ими голо­вами она может ужа­лить. Вполне воз­можно, что гарда ран­них моде­лей кац­баль­ге­ров, имев­шая форму вол­ни­стой линии с шари­ками на кон­цах, как раз и несла сим­во­лику дву­гла­вого змея. При этом шарики озна­чали его головы.
Амфи­с­бена. Мини­а­тюра из бес­ти­а­рия (Ms. Bodley 764). Время созда­ния: около 1225 – 1250 гг. Место созда­ния: Англия. Язык: латин­ский. Бод­ле­ан­ская биб­лио­тека, Окс­форд­ский уни­вер­си­тет, Окс­форд, Англия


Навершие вто­рого кац­баль­гера из Немец­кого музея клин­ков сде­лан в форме головы муж­чины с ландс­кнехт­скими боро­дой и усами. На его затылке нахо­дится льви­ная голова. То есть перед нами – человек-лев. Однако при чте­нии сим­во­лики навершия нельзя забы­вать, что гарда сим­во­ли­зи­рует амфи­с­бену. А вто­рая голова амфи­с­бены, изоб­ра­жен­ной на мини­а­тюре бес­ти­а­рия Бод­ле­ан­ской биб­лио­теки, явно при­над­ле­жит зверю из семей­ства соба­чьих. Может быть, волку? Но, судя по цвету шер­сти, ско­рее, – льву. Сле­до­ва­тельно, изоб­ра­жен­ного на набал­даш­нике муж­чину нужно вос­при­ни­мать как человека-амфисбену, или смер­тельно опас­ного воина.

Навершие (Knauf) кац­баль­гера. Время изго­тов­ле­ния: около 1520 г. Место изго­тов­ле­ния: Южная Гер­ма­ния. Мате­риал: железо. Раз­меры: длина 6,5 см, ширина 3,2 см, высота 3,5 см. Иллю­стра­ция из книги: Kostbare Blankwaffen aus dem Deutschen Klingenmuseum Solingen, 1968


Еще одним суще­ством, кото­рое может сим­во­ли­зи­ро­вать гарда кац­баль­гера, явля­ется аспид, также име­ю­щий ядо­ви­тый укус. Как можно видеть на мини­а­тюре из Абер­дин­ского бес­ти­а­рия, он прак­ти­че­ски пред­став­ляет собой копию амфи­с­бены. Но у него нет вто­рой головы. Аспид замкнут в круг за счет того, что кон­чик его хво­ста встав­лен в ухо. В тек­сте Абер­дин­ского бес­ти­а­рия гово­рится, что, при­ста­вив одно ухо к земле, а во вто­рое вло­жив хвост, аспид защи­щает себя – ста­но­вится глу­хим к зву­кам, кото­рые исхо­дят от закли­на­теля змей.

Аспид (англ. asp). Мини­а­тюра из Абер­дин­ского бес­ти­а­рия (Lib. МС 24). Время созда­ния: XII в. Место созда­ния: Англия. Абер­дин­ская уни­вер­си­тет­ская биб­лио­тека, Абер­дин, Шот­лан­дия


Ран­ний тип кац­баль­гера. Длина: 930 мм. Время изго­тов­ле­ния: 1520 г. Место изго­тов­ле­ния: Швей­цар­ский союз или Гер­ма­ния






Наи­бо­лее типич­ная – «рас­щеп­лен­ная» руко­ять кац­баль­гера имеет канон (библейский?), кото­рый, несо­мненно, соот­вет­ствует какому-то весьма узна­ва­е­мому для сред­не­ве­ко­вого чело­века пред­мету, образу. Такая руко­ять, осо­бенно ее ран­ний вари­ант, вызы­вает ассо­ци­а­цию с костью или обруб­ком дере­вян­ной жерди, верх кото­рой сплю­щен моло­том, рас­щеп­лен, а в рас­щеп встав­лен клин.


Источник http://premudrosti.in/
Tags: Белое оружие, История, Средние Века
Subscribe

  • Война в воздухе. Японцы. ( 41 фото )

    Оригинал взят у oper_1974 в Война в воздухе. Японцы. ( 41 фото )…

  • Котик и нокаутер.

    Немецкая САУ «Ягдпантера» (Sd.Kfz.173 Jagdpanther) 654-го батальона истребителей танков, подбитая у деревни Гинстерхан (Ginsterhahn) в Западной…

  • "Слоник" профессора Порше.

    Эта статья написана мною еще в 2011 году. В сети она бродит под наименованием "Фердинанд» - самая страшная САУ?", и давно живет своей отдельной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments