?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Как известно в 1935 году фирма SOMUA спроектировала и представила на испытания "средний кавалерийский танк" S-35. Вполне себе годную для тех времен боевую машину. Но тут военные подложили конструкторам, так сказать "свинью" - уж больно им хотелось заиметь еще и самоходку на базе этого танчега.

Сей девайс по замыслу высоких военных чинов должен был обладать серьезной огневой мощью и предназначался для поддержки танковых подразделений типа DCL и DCR (дивизии). Исходя из этих требований инженеры SOMUA и спроектировали три варианта САУ, из которых вояки выбрали им понравившийся.

В целом французские инженеры пошли по пути наименьшего сопротивления (что конечно же верно) и приспособили для САУ корпус новейшей модификации танка S-35 - S-40. Не мудрствуя лукаво САУ обозвали Canon Automoteur SOMUA SAu 40, или проще и короче SAu 40 .

Корпус САУ, в связи с установкой нового вооружения, был перепроектирован. Он стал несколько выше, а его ширина увеличилась на 330 мм. В его лобовой части устанавливалось 75-мм пушка типа “75mm Mle1929 de casemate” – в своё время эти орудия изготавливались для долговременных укреплений на “линии Мажино”, откуда их и решили изъять. Так сказать, "изюминкой" установки казематного орудия в САУ SAu 40, была возможность, в случае необходимости, например при движении по лесу или пересеченной местности со рвами и глубокими траншеями, частично "втягивать" орудие в корпус при помощи механического домкрата с приводом от мотора – данная операция занимала всего 12 секунд. Полный боекомплект состоял из 20 осколочных и фугасных выстрелов.

Для защиты от пехоты противника на корпус впендюрили небольшую башню смещенную влево от продольной оси танка, в которой устанавливался 7,5-мм пулемет Mle1931. В основе силовой установки был выбран карбюраторный двигатель Hispano-Suiza мощностью 219 л.с.

Прототип SAu 40 без вооружения.







Задание на постройку опытного образца SAu 40 было получено в декабре 1937 г. и к середине 1938 г. прототип был готов и начал проходить испытания. По своим ходовым качествам САУ практически не отличалась от серийного танка S-35, однако в плане вооружения SAu 40 преподнесла воякам сюрпрайз. Старые орудия калибра 75-мм уже не обеспечивали должной поражающей способности, что делало их малопригодными для борьбы с долговременными укреплениями и танками. В штабе французской армии засомневались, будут ли такие САУ полезны на поле боя, что привело к полуторагодичной задержке с выпуском SAu 40.

Первый заказ на 24 САУ и 12 машин в командирском варианте (без орудий) был получен 15 октября 1939 г. Однако уже 1 мая 1940 г. было предложено выпустить 72 машины, но вместо 75-мм казематных пушек на них предлагалось поставить 47-мм противотанковые пушки Mle1937. Естественно, что выполнить это задание французским танкостроителям не удалось, по причине прихода в "Прекрасную Францию" злых и подлых тевтонов.

Слева-направо: S-35, S-40 и SAu 40 во дворе завода SOMUA


После капитуляции Франции новое правительство смогло договориться с немецкими властями о возобновлении строительства отельных типов танков. Поскольку SAu 40 на тот момент являлось единственной французской самоходкой, которую можно было производить серийно, выбор остановился также и на ней. Учитывая чуть более сложную конструкцию, чем у S-35, которые перед войной выпускались с темпом 20 машин в месяц, был сделан вывод, что SAu 40 можно будет собирать до 8 единиц за этот же период, тем более что производственные мощности SOMUA достались немцам практически целыми. Также не исключался вариант выпуска САУ для нужд Panzerwaffe. Немецкие танковые войска и сами были бы не против получить САУ поддержки и использовать её на Восточном фронте и в Северной Африке.

Тем не менее, ни один из этих планов так и не был осуществлен. Немецкая администрация очень скоро свернула выпуск всей боевой техники, предназначенных для французской армии, конфисковав уже выпущенные образцы. Что касается SAu 40, то в течении 1941-1942 гг. ни одной самоходки этого типа построено не было. Таким образом выпуск этой неплохой, в общем-то машины (несмотря на ее странный, даже малость пошлый вид), ограничился 1 прототипом и четырьмя "серийными" образцами. Вроде бы все пять, выпущенных к моменту поражения Франции, машин (одна с 75-мм орудием и 4 с 47-мм пушками) участвовали в боях с фрицами, но точных данных об этом нет.

Вот это фото обычно атрибутируют, как захваченная немцами САУ SAu 40, брошенная своим экипажем. На самом деле это САУ все там же на заводе SOMUA


А вот эта подбита в бою и брошена у дороги.



Так что 1 машина этого типа точно участвовала в боях с вермахтом.





Comments

( 6 comments — Leave a comment )
borianm
Jan. 25th, 2016 01:37 pm (UTC)

А что у тебя стволик такой короткий - а я его втянул....

mihalchuk_1974
Jan. 25th, 2016 01:53 pm (UTC)
Я если честно не совсем себе весь этот процесс представляю. Может ты знаешь, как это физически осуществлялось. Во всех источниках пишут - могла, а как именно ХЗ
borianm
Jan. 25th, 2016 02:10 pm (UTC)
Это надо интересоваться у Пашолока и компании. Танчики - это несколько не моя узкая тема.
mihalchuk_1974
Jan. 25th, 2016 02:14 pm (UTC)
Ну и ладно. Кстати с Днем Рождения. Всех благ. А то я чего-то прозевал)))
borianm
Jan. 25th, 2016 02:16 pm (UTC)
Благодарю. А я вот, кушая плов с желтой морковью, недавно о тебе вспоминал....
(Deleted comment)
( 6 comments — Leave a comment )