?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Битва при Павии состоялась 24 февраля 1525 г. Она была решающим эпизодом Итальянских войн – кульминацией конфликтов между императором Священной Римской империи Карлом V и королем Франции Франциском I в их борьбе за гегемонию в Европе.

Главные действующие лица.

Император священной Римской Империи Карл V. Портрет императора Карла V. Художник: Тициан (Titian, 1490 – 1576). Время создания: 1550 г. Художественно-исторический музей, Вена, Австрия


Франциск I Французский (1494 – 1547). Художник: Жан Клуэ (Jean Clouet, 1475 – 1540). Время создания: около 1530 г. Материалы: масло на дубе. Размеры 96×74 см. Национальный музей Лувра


В 1524 г. Франциск I переходит Альпы и занимает Милан. В конце октября 1524 г. он подходит к Павии (ит. Pavia), городу на реке Тичино, расположенному в 35 км к югу от Милана. Его контролирует гарнизон из 700 испанцев и 7 тыс. ландскнехтов под командованием испанского генерала Антонио де Лейвы, герцога Террановы (исп. Antonio de Leyva, duque de Terranova, 1480 – 1536). Артиллерия разрушает стену, но гарнизон города встречает штурмующих на заранее подготовленной второй линии укреплений. Франциск Ι принимает решение блокировать город. Осада продолжается почти четыре месяца. В начале февраля 1525 г. к городу подходит сформированная за время осады имперская армия.

Антонио де Лейва. Гравюра Б. Васкеса (B. Vazquez) с картины Леонардо да Винчи. Время создания: 1791 г.


Франциск I предпочитает вести оборонительные действия, рассчитывая на развал войска Карла V, где наемники долгое время не получали жалования. После трех недель осады французов имперцы решают провести в Павию обоз с деньгами, порохом и провиантом. План согласуется с Антонио де Лейвой. По установленному сигналу его гарнизон должен выйти из города на вылазку для поддержки операции.

Противоборствующие силы располагались следующим образом. Основная часть французской армии под командованием Франциска I находилась в обнесенном кирпичной стеной большом лесистом парке Мирабелло, бывшем охотничьем заказнике семьи Висконти, расположенном севернее Павии. В центре парка вокруг охотничьего дворца помещался обоз. У восточной стены располагался трехтысячный отряд королевских швейцарцев под командованием Робера III де ла Марка, сеньора де Флёранжа (фр. Robert III de la Marck, dit Fleuranges; 1491 – 1537). Король с артиллерией и рыцарской конницей находился в северо-западной части парка. Снаружи парка, к востоку от Павии, в районе Пяти аббатств, стоял отряд швейцарских наемников герцога Анна де Монморанси (фр. Anne de Montmorency, 1492 – 1567). Еще около 5,5 тыс. человек были размещены к западу и югу от города. Имперские войска под командованием графа Шарля де Ланнуа (фр. Charles de Lannoy; около 1487 – 1527) стояли лагерем в 100 м от стены охотничьего парка с восточной стороны.

Схема поля боя в окрестностях Павии (Angus Konstam, The Battle of Pavia, p. 56)




Битва при Павии. Автор: Йоахим Патинир (Joachim Patinir, около 1480 – 1524?), фламандский живописец и рисовальщик. Время создания: 1530 г.



В ночь с 23 на 24 февраля имперские войска начали выдвигаться к парку Мирабелло. Испанские саперы приступили к разрушению слабо охраняемого северного участка стены парка возле северных ворот. Чтобы не обнаружить себя, они не могли использовать порох и ломали стену шанцевым инструментом. Поэтому работа шла медленно.
Около 4 часов утра отряд французской кавалерии под командованием Карла Тирчелины (Charles Tiercelin) обнаружил неприятеля. К этому моменту имперцы проникли в парк и открыли ворота изнутри. Через них прошла артиллерийская батарея, а следом за ней в парк начала втягиваться кавалерия. Пехотинцы тем временем пробирались через пролом.

Карл Тирчелина выслал гонца к восточной стене, где находился отряд королевских швейцарцев под командованием де Флёранжа, и они немедленно выдвинулись к северным воротам. Кроме того, де Флёранж послал гонца к королю в северо-западную часть парка. Над полем боя висел густой туман. Поэтому стороны пребывали в неведении относительно сил и действий друг друга.

Битва началась внезапным столкновением в тумане французской кавалерии Карла Тирчелины с имперскими всадниками, наступающими с севера. Почти одновременно швейцарцы де Флёранжа захватывают артиллерийскую батарею имперцев из 16 орудий, но этот серьезный успех де Флёранжу не удалось превратить в решающий из-за отсутствия достаточного числа канониров.
Битва при Павии. Автор: Рупрехт Хеллер (Ruprecht Heller). Картина, написанная маслом. Время создания: 1529 г.



В 6 часов последовал сигнал для Антонио де Лейвы о начале вылазки. Гарнизон, выйдя из крепости, отрезал французские силы в районе Пяти аббатств от основного войска. В центре парка в это время один из вошедших внутрь отрядов аркебузиров во главе с маркизом ди Пескарой захватил охотничий дворец и обоз французской армии. Таким образом, войско французов оказалось разрезано на части: 1) отряд швейцарцев герцога де Монморанси в районе Пяти аббатств вне стен парка, а в стенах парка 2) отряд швейцарцев сеньора де Флёранжа у восточной стены и 3) тяжелая рыцарская конница (жандармы) с королем Франциском I на северо-западе. Кроме того, арьергард под командованием Шарля де Валуа, герцога Алансонского (фр. Charles de Valois, Duke d’Alençon, 1489 –1525), расположенный к западу от города, попросту устранился от участия в битве.

В 7 часов в парк с севера вошли ландскнехты Георга фон Фрундсберга (Georg von Frundsberg, 1473 – 1528), которые во время сражения особенно отличились в борьбе со швейцарскими и немецкими наемниками, оплачиваемыми Франциском I. Ландскнехты немедленно вступили в ожесточенный бой со швейцарцами де Флёранжа.

Практически в то же время король Франциск I во главе жандармов атаковал имперских рыцарей. Однако те отступили в лес, где жандармы не захотели или не смогли их преследовать. Теперь французские рыцари стояли на прогалине, лишенные возможности маневра и стесненные кустарниками, перелесками и ручьями охотничьего парка. К тому же Франциск перекрыл зону обстрела собственной артиллерии.

Заминка была в полной мере использована имперцами. От дворца в центре парка развернулись испанские аркебузиры под командованием маркиза ди Пескары. Георг фон Фрундсберг вывел часть ландскнехтов из боя против швейцарцев и выдвинул их навстречу жандармам. В результате Франциск I оказался окружен испанцами и ландскнехтами, лишен возможности атаковать из-за сильно пересеченной местности или хотя бы отступить.

Началось уничтожение французской армии. Кавалерия подверглась жесточайшему обстрелу из аркебуз. Значительная часть жандармов и среди них цвет французской аристократии погибли под огнем. Франциска I, под которым был застрелен конь, также едва не убили и захватили в плен.

Пытавшиеся прорваться на помощь Франциску I ландскнехты, состоявшие на службе короля, были атакованы превосходящими силами и после упорной схватки разгромлены. Их остатки отступили на запад.
В это время швейцарцы де Флёранжа у восточной стены начали медленно отходить, а затем обратились в бегство. Ландскнехты из гарнизона Антонио де Лейвы добили второй отряд швейцарцев под командованием герцога де Монморанси в районе Пяти аббатств. Его остатки бежали через болота на юг и были сброшены в реку Тичино.

Арьергард французского войска под началом герцога Алансонского не решился вступить в бой. Существует версия, в соответствии с которой, увидев поражение главных сил французов, герцог приказал своим отступить за реку Тичино по направлению к Милану и после переправы уничтожить понтонный мост. Это лишило швейцарцев путей к отступлению и все они погибли. После поражения армии и пленения короля герцог Алансонский взял на себя командование остатками разбитых войск и отступил из Миланского герцогства во Францию. На родине он считался главным виновником поражения и пленения короля.
Битва длилась несколько часов и закончилась неожиданными и серьезными последствиями: пленением короля Франции и гибелью значительной части французского дворянства. Событие было воспринято как военная катастрофа для Франции. Для Габсбургов битва была первой военной победой Карла V.

Чрезвычайно подробно битва при Павии прорисована на серии из семи огромных гобеленов (длина от 8 до 9 метров, ширина до 4,3 метров) созданных в период с 1528 по 1531 год, художником Бернардом ван Орлеем, хранящихся ныне в Наци­о­наль­ном музее Капо­ди­монте, Неа­поль, Италия.

Гобелен № 1. Контратака жандармов во главе с Франциском I и окружение их имперской армией



Гобелен № 2. Слева: атака испанских аркебузиров во главе с маркизом ди Пескарой на французскую кавалерию. Справа: атака ландскнехтов под предводительством Георга фон Фрундсберга на французскую артиллерию



Гобелен № 3. Пленение Франциска I



Гобелен № 4. Слева: схватка ландскнехтов Георга фон Фрундсберга с ландскнехтами Франциска I.



Гобе­лен № 5. Про­дви­же­ние впе­ред импе­ра­тор­ского обоза и дезер­тир­ство швей­цар­цев (в жел­тых одеждах), ата­ко­ван­ных отря­дом импе­ра­тор­ской кава­ле­рии (на перед­нем плане).



Гобе­лен № 6. Бег­ство фран­цуз­ской армии и раз­ру­ше­ние пон­тон­ного моста



Гобе­лен № 7. Вылазка гар­ни­зона Павии, раз­гром и бег­ство швейцарцев


Comments

( 4 comments — Leave a comment )
helge75
Jan. 25th, 2016 11:58 am (UTC)
По поводу первой фотографии из музея,у меня всегда возникает мысль глядя на эту копозицию,ландскнехны всегда выглядели так блекло, не как на картинках художников или это самодеятельность работников музея?Ткани типа бархата и красители конечно тогда дороги были и логично что солдаты должны выглядеть именно так бледно,но описания очевидцев тех времен гласят что ландскнехты выглядели чудо как богато,что даже дворяне жаловались королю на них.
mihalchuk_1974
Jan. 25th, 2016 12:02 pm (UTC)
Ярко, богато, вычурно и вызывающе. Совершенно верно. Им единственным было разрешено нарушать сословные ограничения в одежде и "Законы о скромности", специальными эдиктами. На гобеленах же видно, как они на самом деле одевались)))
helge75
Jan. 25th, 2016 01:47 pm (UTC)
Значит накосячили музейщики с холстиной домотканой.Хоть одному дали бы бархатный берет,а то прям одни новобранцы у них отражают атаку жандармов.
mihalchuk_1974
Jan. 25th, 2016 01:59 pm (UTC)
Новобранцы оне таки - суровыя)))
На самом деле наверное ориентировались на цветовую гамму одежды простецов. А про эдикты Максимилиана просто забыли))).
( 4 comments — Leave a comment )