mihalchuk_1974 (mihalchuk_1974) wrote,
mihalchuk_1974
mihalchuk_1974

Category:

Тяжелый скоростной танк КВ-1с.

История создания тяжелого танка КВ-1с

В условиях военного времени, когда требовалось в первую очередь выпускать больше танков, все изменения конструкции КВ-1 не могли не сказаться на надежности работы агрегатов тяжелого танка. В первую очередь это касалось КПП, элементов трансмиссии и двигателя. Так как трансмиссия и КПП танка КВ-1 до начала ВОВ так и не были доведены до нормального рабочего состояния, то не удивительно, что качество изготовления и надежность деталей КВ выпуска военного времени стало еще хуже. Кроме того, из-за внесения в конструкцию танка различных изменений и упрощений (литые башни, катки и траки, дополнительные топливные баки и т.д.) танк значительно прибавил в весе - масса машины достигала 47,5-48,2 т.

Из войск стали поступать многочисленные жалобы и рекламации, в частности в них говорилось, что "танки КВ часто ломаются на маршах, обладают малой скоростью и подвижностью, их не выдерживает ни один мост". 23 февраля 1942 г. ГКО принял постановление №1334сс, согласно которому ЧКЗ с 15 апреля обязывался выпускать танки КВ массой не более 45,5 тонн и дизелем мощностью 650 л.с. На основании этого постановления, 24 февраля был подписан приказ по НКТП №222мсс, а 26 февраля - приказ наркома обороны №0039. Согласно этим приказам, вес танков КВ должен был быть снижен за счет снижения толщины лобовой брони вместе с экраном до 95 мм, уменьшения толщин крыши корпуса, крыши башни, люков до 30 мм, уменьшения толщины бронирования кормы до 60 мм, задних листов днища до 20 мм., также изымались запасные топливные баки, боекомплект был снижен до 90 снарядов, сокращен ЗИП т.д.

Однако несмотря на все усилия, быстро внести изменения в конструкцию тяжелого танка завод не смог. Очень не хватало квалифицированных кадров, материалов и оборудования. К примеру, потребность завода в рабочих в первом квартале 1942 г. составляла 40 000 человек, а по факту коллектив завода составлял 27 321 человек. Также можно упомянуть кризис с оснащением КВ радиостанциями, когда с марта 1942 года радиостанцией оснащался лишь каждый пятый танк.

В начале марта на заводе начались испытания танка с двигателем В-2К мощностью 650 л.с. и новыми бортовыми передачами. Двигатель оказался неработоспособен, бортовые передачи же, напротив, показали хорошие результаты и с апреля месяца были введены в серийное производство. С 20 апреля на ЧКЗ испытывались два КВ с 700-сильным дизелем и новой 8-скоростной КПП, двигатели опять не удалось довести "до ума", а новую КПП стали устанавливать уже на КВ-1с.

Именно в марте-апреле 1942 г. кризис с качеством тяжелых танков КВ-1 достиг своего апогея: 30% танков успевало пройти всего 120-125 км, после чего они выходили из строя. Ненадежность тяжелых танков настолько всех "достала", что 21 марта по НКТП был издан приказ №3 285мс в котором руководство наркомата объявило выговор руководству и конструкторско-инженерному составу ЧКЗ и СКБ-2 (Зальцман, Махонин, Котин, Кизельштейн, Маришкин, Арсеньев, Гольштейн, Шендеров, Цуканов) и обязало "навести необходимый порядок в технологии и технической документации производства КВ и дизелей В-2".

Но, несмотря на недостатки, нарушение техпроцесса, невыполнение различных приказов НКТП и постановлений ГКО, выпуск танков КВ-1 на ЧКЗ продолжал неуклонно расти. Рабочие и инженеры, работая по 11 часов в сутки (такова была продолжительность одной рабочей смены), а иногда и больше, старались дать фронту как можно больше боевых машин. В марте 1942 г. КА было передано 250 танков КВ-1, в апреле - 282, в мае - 351, после чего производство КВ стало снижаться, а в начале лета появилось много предложений о снятии танка КВ с производства. Дело в том, что к лету 1942 года, вследствие перевооружения вермахта, КВ утратил свой главный козырь - преимущество в бронезащите. Ситуация требовала кардинального изменения.

История создания КВ-1с (скоростной) начинается с любопытного документа. 5 июня 1942 г. председатель ГКО И.В. Сталин подписал постановление №1878сс следующего содержания:

"Опыт боевого применения КВ-1 в воинских частях вскрыл следующие недостатки КВ:
1) Большой вес танка (47,5т), что сокращает его боевую оперативность и усложняет условия боевой эксплуатации;
2) Недостаточная надежность коробки перемены передач вследствие недостаточной прочности шестерен первой и замедленной передач и картера;
3) Недостаточно интенсивная работа системы охлаждения двигателя, вследствие чего приходится часто производить переключение скоростей с высших на низшие, что приводит к сокращению средних скоростей движения и ограничивает возможность наиболее полного использования мощности двигателя;
4) Недостаточная круговая обзорность танка из-за неудобного расположения смотровых приборов и отсутствия командирской башенки.

Кроме этих основных дефектов из армии поступают сообщения о дефектах сборки и изготовления отдельных узлов, в особенности дизеля танка, что свидетельствует о еще недостаточном контроле за изготовлением и сборкой танков и нарушении техпроцесса".

Этим же постановлением ЧКЗ предписывалось перейти с 1 августа на выпуск танков КВ массой не более 42,5 т. Для уменьшения массы танка приказом наркома танковой промышленности заводам УЗТМ и №200 разрешалось изменить толщину броневых листов:

"а) Уменьшить толщину бортовых листов, лобового и нижнего листов и листов сварной башни с 75 мм до 60 мм;
б) Снять экран у водителя - срок 15 июня;
в) Уменьшить толщину листов днища до 30 мм;
г) Уменьшить толщину стенок литой башни и бронезащиты пушки до 80-85 мм, а также уменьшить ее габариты за счет литейных форм, сохранив существующий погон;
д) Уменьшить ширину трака до 650мм, срок до 1 июля 1942г."

Согласно этому приказу на КВ-1 должна была устанавливаться новая 8-скоростная КПП, новые радиаторы и вентиляторы. Этим же приказом выпуск КВ-1 массой 47,5 т сокращался.

Колонна танков КВ-1С 6-го гвардейского танкового полка прорыва перед маршем в район боевых действий. Весна 1943 г.

822724515
kv1s_3

К 20 июня на заводе №100 и ЧКЗ полным ходом шли работы по отработке узлов и агрегатов для облегченного танка. Так, испытания новой 8-скоростной КПП шли сразу на двух КВ (№10279 и №10334), причем начаты они были еще в апреле. К середине июня машины прошли всего от 379 до 590 км (был запланирован пробег 2000 км). Одновременно с этим, на танках КВ с номерами 25810, 10033 и 11021 поставили гусеницу уменьшенной ширины и через один трак без клыков. Масса нового трака была на 1,2 кг меньше старого, а вся гусеница была легче на 262 кг. Испытывались радиаторы новой конструкции, разрабатывалась новая башня. Три КВ даже были отправлены в Ташкент для испытаний новой системы охлаждения двигателя в условиях высокой температуры.

В начале июля началась сборка первых облегченных машин КВ, на которые устанавливались новые агрегаты и узлы.

КВ-1с во дворе опытного завода №100


0_96041_fc38bb60_XL

Как раз в это время, учитывая прорыв немецких войск к Сталинграду, Ставка ВГК решила увеличить производство среднего танка Т-34 за счет сокращения производства КВ. Мотивировка была обоснованной и простой: КВ не имел преимуществ перед Т-34 в вооружении, был гораздо менее надежен, уступал ему в маневренности, был значительно более сложным и дорогим в производстве. 15 июля 1942 г. ГКО принимает решение о развертывании в месячный срок производства "тридцатьчетверок" на ЧКЗ. При этом выпуск тяжелых танков значительно сокращался - до 450 ед. в квартал, т.е. около 25% мощностей предприятия было оставлено на производство тяжелых танков.

Одновременно с организацией производства Т-34 на ЧКЗ и заводе №100 полным ходом шли испытания нового танка КВ, получившего обозначение КВ-1с (скоростной). С 28 июля по 26 августа 1942 г. два КВ-1с прошли государственные испытания, еще до окончания которых - 20 августа - новый тяжелый танк был принят на вооружение.

Расстрелявший немецкую танковую колонну советский танк КВ-1C (скоростной) и его погибший танкист. Воронежский фронт. Январь-февраль 1943г. Автор: Макс Альперт, оригинальное название фото: "После боя."


kv1s1943

По сравнению с танком КВ-1 на КВ-1с была уменьшена до 60 мм толщина бронелистов (только толщина подбашенной коробки осталась 75 мм), изменена форма кормы корпуса, установлена уменьшенная башня новой конструкции с командирской башенкой кругового обзора, новые смотровые приборы. Существенные изменения были внесены в силовую передачу танка, установлен новый главный фрикцион, 8-скоростная КПП с силуминовым картером (8 скоростей вперед и 2 назад). Кроме того, на танке КВ-1с смонтировали новые радиаторы и вентилятор, изменили расположение аккумуляторов. В ходовой части применили облегченные опорные катки, ленивец и облегченные гусеницы уменьшенной ширины.

В результате всех этих изменений масса КВ-1с снизилась до 42,3 т, возросла скорость (до 43,3 км/ч по шоссе), маневренность и надежность танка. Но цена, заплаченная за это, была велика: вооружение КВ-1с осталось прежним - 76,2-мм орудие ЗИС-5, уменьшение же толщин брони при "старой" схеме бронекорпуса значительно снизило снарядостойкость танка. По своим боевым качествам КВ-1с почти сравнялся с Т-34.

Производство КВ-1с началось еще в августе 1942 г., до его официального принятия на вооружение. Причем, из-за того, что ЧКЗ выпускал танки трех типов - КВ-1, КВ-1с и Т-34 - возникли большие проблемы с выпуском КПП. Но все же в сентябре 1942 г. завод изготовил 180 КВ-1с, после чего их выпуск стал снижаться.

С 1-го квартала 1943 г. предполагалось установить на КВ-1с командирскую башенку новой конструкции, перископы Mk-4, ввести изменения в систему смазки и охлаждения двигателя, а также увеличить ЗИП. Но к этому времени уже стало ясно, что танки КВ-1с не удовлетворяют новым требованиям, предъявляемым к тяжелым танкам прорыва, поэтому работы по совершенствованию машины свернули, а в августе 1943 г. производство КВ-1с окончательно свернули. Все силы ЧКЗ и завода №100 были брошены на создание нового тяжелого танка ИС.

На базе КВ-1с был создан другой образец бронетанковой техники, гораздо более известный: тяжелая штурмовая САУ СУ-152.

Всего на ЧКЗ в1942 г. было выпущено тяжелых танков КВ-1с 626 единиц: июль - 2; август - 34; сентябрь - 174; октябрь - 166; ноябрь - 125; декабрь - 125. В 1943 г.: январь - 93; февраль - 72; март - 53; апрель - 50; май - 75; июнь - 30; июль - 52; август - 39, итого за 1943 г.- 464 единицы. Общий суммарный выпуск КВ-1с составил 1090 (по другим данным - 1106) штук. Кроме того, было выпущено 25 КВ-8с (огнеметные) с корпусом от КВ-1с и башней от огнеметного КВ-8 и 10 собственно КВ-8с (огнеметные), где огнемет АТО-42 устанавливался в штатную башню КВ-1с.

В отличие от своего предшественника, КВ-1с не мог похвастаться большим количеством опытных машин, созданных на его базе. Практически изготовлено было 2 образца в 1943 г.: с 152-мм гаубицей С-41 в штатной башне и самодвижущаяся установка 203-мм гаубицы Б-4 на шасси КВ-1с.

Описание конструкции тяжелого танка КВ-1с

Танк KB-1с от КВ-1 отличался уменьшенной толщиной бортовых листов и листов днища корпуса, литой башней измененной формы, а также размещением членов экипажа в башне и установкой более совершенной коробки передач. Машина имела классическую схему общей компоновки. Забронированный объем боевого и трансмиссионного отделений машины был сокращен за счет уменьшения размеров башни и уменьшения высоты кормовой части корпуса. Кроме того, была снижена масса узлов и агрегатов трансмиссии и ходовой части танка.

Общая компоновка

Отделение управления располагалось в передней части танка. В нем находились рабочие места механика-водителя и стрелка-радиста, а также были размещены приводы управления, контрольные приборы, аккумуляторные батареи, воздушные баллоны, пулемет ДТ, радиостанция, часть боеукладки и ЗИПа. В левой части крыши корпуса над отделением управления имелся люк для входа и выхода членов экипажа.

Боевое отделение находилось в средней части корпуса и башне танка. В нем располагались рабочие места командира орудия - наводчика (слева от пушки), командира танка (за наводчиком) и младшего механика-водителя - заряжающего (справа от пушки). На днище боевого отделения размещалась основная часть боеукладки. Вдоль бортов были установлены топливный и масляный баки. Верхнюю часть боевого отделения составляла вращающаяся башня с установленными в ней пушкой, двумя пулеметами, прицельными приспособлениями и приборами наблюдения. В крыше башни имелся люк, предназначавшийся для входа и выхода трех членов экипажа, размещавшихся в боевом отделении. Над местом командира танка на крыше башни устанавливалась неподвижная командирская башенка с пятью зеркальными смотровыми приборами, обеспечивавшая ему круговой обзор. Для наблюдения вперед и в сторону кормы танка у заряжающего в крыше башни устанавливались два зеркальных смотровых прибора.

Моторное отделение располагалось за боевым отделением и было отделено от последнего перегородкой. В отделении устанавливались: двигатель (на надмоторной раме вдоль продольной оси), водяные и масляный радиаторы (вдоль бортов) и два комбинированных воздухоочистителя. Трансмиссионное отделение находилось в кормовой части танка и было отделено от моторного отделения перегородкой. В нем размещались узлы и агрегаты трансмиссии.
Корпус и башня

Броневая защита танка была противоснарядной, дифференцированной. Корпус танка сваривался из катаных броневых листов толщиной 20, 30, 40, 60 и 75 мм и состоял из отдельных броневых листов, соединенных между собой сваркой или болтами. Для усиления сварных швов и стыков между отдельными листами брони устанавливались угольники и накладки. Носовая часть корпуса состояла из двух гнутых броневых листов - верхнего и нижнего, сваренных между собой. Место соединения было усилено броневой накладкой, имевшей форму угольника. Нижний лист приваривался к днищу и бортам корпуса. Верхний лист приваривался к крыше и бортам корпуса танка. Шаровая установка лобового пулемета крепилась в вырезе верхнего листа с помощью болтов. В смотровом лючке механика-водителя устанавливались смотровой прибор и его защитное устройство - броневая крышка (пробка) со смотровой щелью.

Каждый борт корпуса изготавливался из одного броневого листа. Кормовая часть корпуса состояла из двух броневых листов (верхнего и нижнего) закругленной формы. Оба листа были приварены к бортовым броневым листам корпуса. В средней части верхний лист перекрывал нижний, образуя тем самым карман, через который выходил из корпуса танка охлаждающий воздух. Для защиты от попадания посторонних предметов в корпус танка карман был закрыт проволочной сеткой. К нижнему листу был приварен кормовой лист днища корпуса.

Днище корпуса состояло из двух броневых листов (переднего и заднего), соединенных встык сварным швом. Соединение изнутри корпуса было усилено накладкой прямоугольного сечения. Днище имело два люка (аварийный и подмоторный) и пять отверстий, закрывавшихся пробками с резиновыми уплотнительными прокладками. Аварийный люк располагался в передней части корпуса.

Литая башня с максимальной толщиной брони 82 мм имела овальную обтекаемую форму. В башне размещались вооружение, прицельные приспособления; приборы наблюдения; средства связи; механизм поворота башни; стопор башни; сиденья; часть ЗИПа и боеукладки. В передней части башни в корыте, закрытом снаружи подвижной бронировкой, были установлены: пушка, пулемет и прицел. Броневое корыто крепилось 19 болтами к башне танка и имело две приваренных щеки (правую и левую) специальной конструкции, на которых крепилась вся спаренная установка.

В боковых стенках башни были сделаны смотровые щели со смотровыми приборами и отверстия конической формы для стрельбы из личного оружия. Отверстия для стрельбы располагались под смотровыми щелями и были закрыты броневыми пробками.

Нижняя часть башни имела круглую поверхность под установку верхнего погона шаровой опоры башни.
Вварная крыша башни, изготовленная из броневого листа толщиной 40 мм, имела вырезы под входной люк; установку командирской башенки, двух зеркальных смотровых приборов и перископического прицела; лючки для вентиляции и сигнализации. Входной люк имел круглую форму и закрывался броневой крышкой, кромка которой имела коническую форму. Не вращающаяся командирская башенка устанавливалась на крыше башни и обеспечивала командиру танка круговое наблюдение. Башенка представляла собой отлитый из броневой стали колпак, приваренный к крыше башни. Она имела пять прямоугольных вырезов для установки зеркальных смотровых приборов, равномерно располагавшихся по ее периметру.

Вооружение

Танк был вооружен 76,2-мм танковой пушкой ЗИС-5 обр. 1941 г. и тремя 7,62-мм пулеметами ДТ. Пушка и спаренный с ней пулемет ДТ имели общие приборы и механизмы наводки и стрельбы. Для наводки на цель спаренной установки применялись танковый телескопический прицел 9Т-7 и танковый перископический прицел ПТ4-7. Углы вертикальной наводки спаренной установки оружия составляли от -5 до +25°.

В горизонтальной плоскости наводка оружия осуществлялась за счет поворота башни с помощью МПБ, который представлял собой червячно-шестеренчатый редуктор планетарного типа и устанавливался на подвижном погоне башни с левой стороны орудия. МПБ приводился в действие с помощью маховичка вручную или электромотором. Скорость вращения башни зависела от числа оборотов электромотора, который имел три ступени изменения скорости вращения. Скорость вращения башни снижалась на кренах или при увеличении нагрузки. При подъемах или кренах более 15° пользоваться электромотором МПБ запрещалось. Слева от МПБ, на верхней опоре башни, был смонтирован стопор башни, представлявший собой стопорный рычаг с зубчатой гребенкой. Для производства выстрела из пушки использовались ручной и ножной спусковые механизмы.

Второй пулемет ДТ устанавливался в шаровой опоре, располагавшейся в кормовой нише башни, третий - в шаровой установке, смонтированной в лобовом листе корпуса танка, кроме того танк комплектовался еще одним - запасным пулеметом. Для наводки пулеметов, располагавшихся в шаровых установках, применялись диоптрические прицелы, которые допускали установки для стрельбы с места на дистанции 400, 600, 800 и 1000 м. Горизонтальный сектор обстрела пулеметов, располагавшихся в шаровых установках, составлял 30°. Лобовой пулемет имел угол возвышения 15°, а угол склонения - 5°. Углы вертикальной наводки тыльного пулемета находились в пределах от -12 до +12°.

Боекомплект танка состоял из 94 унитарных выстрелов (на танках более позднего выпуска - 114) к 76,2-мм пушке и 2646 патронов (42 диска) к пулеметам ДТ.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Основу силовой установки составлял дизель В-2К максимальной мощностью 600 л.с. Пуск двигателя осуществлялся с помощью электростартера СТ-700 мощностью 15 л.с. или сжатым воздухом. Топливная система - принудительная, под давлением. В нее входили: три топливных бака, насос "Альвейер", топливный фильтр грубой очистки, топливоподкачивающий насос 1-БНК-6 или БНК-12Б коловратного типа, топливный фильтр тонкой очистки, 12-плунжерный топливный насос высокого давления НК-1, центробежный регулятор числа оборотов, двенадцать форсунок закрытого типа, центральный топливный кран, топливомер, трубопроводы низкого и высокого давления. Основным типом топлива являлось дизельное топливо марки ДТ, а в случае его отсутствия - газойль марки Э . Общая емкость трех топливных баков составляла 595-610 л. Два топливных бака были установлены у правого борта корпуса танка, передний - в отделении управления, задний - в боевом отделении. Заправочная емкость каждого бака составляла 230 - 235 л. Третий топливный бак емкостью 140 л устанавливался у левого борта корпуса танка в боевом отделении. На надгусеничных полках размещались три дополнительных топливных бака и один масляный бак, каждый емкостью 90 л. Запас хода танка по шоссе на основных топливных баках достигал 225 км, а по грунтовым дорогам - 150 км.

Система воздухоочистки состояла из двух воздухоочистителей комбинированного типа, с масляной ванной. Воздухоочистители были установлены в моторном отделении у трансмиссионной перегородки. Масляная система - циркуляционная, под давлением, с сухим картером. Она состояла из масляного бака емкостью 65 л, двух пластинчатых и двух трубчатых радиаторов, крана-редуктора, шестеренчатого масляного насоса, масляного сетчатого фильтра, ручного плунжерного масляного насоса, маслопроводов, манометра и термометра. Общая емкость системы составляла 90 л.

В жидкостную систему охлаждения двигателя входили: два радиатора секционного типа, водяной насос центробежного типа, расширительный бак, паровоздушный клапан, трубопроводы, термометр, двухступенчатый вентилятор осевого типа и два кармана воздухопритока, располагавшиеся вдоль бортов корпуса танка. Общая емкость системы охлаждения составляла 140 л.

Механическая трансмиссия танка состояла из: главного фрикциона сухого трения (сталь по феродо), четырехступенчатой коробки передач с демультипликатором, двух многодисковых бортовых фрикционов сухого трения (сталь по стали) с плавающими ленточными тормозами с накладками из феродо и двух двухрядных комбинированных бортовых редукторов. Без включения демультипликатора (замедленной передачи) коробка обеспечивала четыре передачи для движения вперед и одну передачу заднего хода. Картер коробки передач изготавливался из силумина. Система управления движением танка была механической. Для выключения бортовых фрикционов служили два рычага управления, располагавшиеся по обеим сторонам сиденья механика-водителя.

В состав гусеничного движителя входили две гусеницы, два ведущих колеса, два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц, двенадцать опорных и шесть поддерживающих катков. Ведущее колесо диаметром 836 мм состояло из литой ступицы и двух съемных литых зубчатых венцов цевочного зацепления с гусеницей. Литой диск направляющего колеса для прочности был усилен радиально расположенными ребрами жесткости. Направляющее колесо диаметром 680 мм. Цельнолитой стальной опорный каток диаметром 600 мм. Поддерживающий цельнолитой стальной каток диаметром 280 мм. Каждая гусеница состояла из 88 - 90 (44 - 45 плоских и 44 - 45 с гребнем) траков. Трак представлял собой фасонную стальную штамповку, имевшую два прямоугольных окна для цевочного зацепления с зубьями ведущего колеса.

Плоский трак в целях облегчения технологии производства был выполнен составным из двух симметричных половин. Для увеличения прочности траки имели ребра жесткости, служившие одновременно и грунтозацепами. Гусеница имела шаг, равный 160 мм, и ширину - 608 мм.

Независимая торсионная подвеска танка состояла из двенадцати балансиров и двенадцати торсионных валов диаметром 70 мм.

Электрооборудование и средства связи

Электрооборудование танка было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 24 В. Основным источником электрической энергии являлся генератор ГТ-4563А мощностью 1 кВт с реле-регулятором РРЛ-24 (электрический, бензиновые генераторы на танк не ставились), а вспомогательным - четыре аккумуляторных батареи 6СТЭ-144 или 6-СТЭ-128, соединенные последовательно-параллельно, общей емкостью 288 А/ч (256 А/ч). Три аккумуляторных батареи располагались за сиденьем механика-водителя, а одна - за сиденьем стрелка-радиста. Для обеспечения двухсторонней радиосвязи между боевыми машинами, танковыми подразделениями и для связи танков с взаимодействующими подразделениями других родов войск на танке устанавливалась телефонно-телеграфная радиостанция типа 10Р или телефонная радиостанция типа 9Р. Для внутренней связи между членами экипажа использовалось переговорное устройство ТПУ-4-БИС, в состав которого входило четыре абонентских аппарата со шлемофонами и умформер РУ-11Б с фильтром.

Современное фото танка КВ-1с в экспозиции музея ВОВ на Поклонной горе.

DSC04753
DSC04752



Источники:
М.Коломиец "История танка КВ. Часть 2". ФИ №3, 2002 г.
М.Барятинский "Тяжёлый танк КВ в бою". Бронеколлекция №3, 2007 г.
Солянкин А. Желтов И., Павлов М., Павлов И. "Отечественные бронированные машины 1941-1945". Том 2. М Экспринт. 2005 г.
М. Коломиец "Танк прорыва КВ" М. Яуза, Эксмо 2006г.
М. Барятинскй "Советские танки в бою" М. Яуза 2006
М. Постников "Бронезащита тяжелых танков КВ и ИС 1941-1945гг." М. Экспринт 2004г.
Tags: Тяжелые танки РККА
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments