mihalchuk_1974 (mihalchuk_1974) wrote,
mihalchuk_1974
mihalchuk_1974

Category:

Легким движением руки, трактор превращается.... превращается трактор.... в танк!



Как-то существует мнение, что бронетрактора это эрзацпродукты военного времени, когда как говорится "не до жиру" лишь бы хоть что-то похожее на танк было бы в войсках. На самом деле это не совсем так. В ПМВ лидерами по производству бронастрахолюдин на тракторном шасси были французы и американцы. В межвоенный период, вроде как первенство в сей области принадлежит отечественным конструкторам (хотя вопрос конечно спорный). Но, например, и такая мощная экономическая держава, как США в период между ПМВ и ВМВ отдала дань постройке бронетракторов. А причиной массовой постройки бронетракторов в США стало явление известное в истории, как "Великая депрессия".



Великая депрессия, поразившая загнивающий мир капитализма в 1929-1932 гг., привела к столь значительному сокращению военных ассигнований, что американская армия практически прекратила закупки бронетехники (и не только бронетехники). Но дополнительная "засада" состояла в том, что и зарубежные заказчики тоже были не в состоянии оплачивать дорогостоящие боевые машины. На фоне полной жопы сложившихся обстоятельств фирма Caterpillar Tractor Company, решив поправить своё финансовое состояние, пошла на вполне разумный ход, предложив военную версию гражданской продукции. Речь, разумеется, шла о бронированных тракторах, в области постройки которых Caterpillar добилась значительных успехов. За основу был взят сельскохозяйственный трактор Model 30, выпускавшийся в значительных количествах, что сразу гарантировало снабжение запасными частями в полном объёме. Ходовая часть этой машины состояла из четырех опорных катков и двух поддерживающих роликов на каждый борт. Ведущие колеса располагались спереди, направляющие – сзади. Крупнозвенчатая гусеница набиралась из стальных траков. Силовая установка, включавшая 35-сильный двигатель, размещалась в передней части корпуса, а сиденье водителя, органы управления и топливный бака находились сзади.


Для постройки бронированной версии трактора компоновку менять не стали, однако предварительные расчеты показывали, что после установки бронированного корпуса, собираемого из листов катаной броневой стали, места для экипажа практически не останется. Так появились характерные "спонсоны" по бортам, в правом из которых разместили место водителя, а в левом – пулеметчика. На крыше корпуса устанавливалась одноместная коническая башня. Экипаж машины состоял из трех человек: водитель, командир, заряжающий и стрелок, обслуживающий курсовой пулемет. По некоторым данным также устанавливался 12,7-мм зенитный пулемет.
Чтобы бронетрактор был наравне с танками его предстояло оснастить полноценным вооружением. В башне была запланирована установка 37-мм пушки, но вместо неё первые серийные машины оснащались пулеметом. Ещё один пулемет находился в шаровой установке левого спонсона. Кроме того, в корпусе имелось несколько амбразур для стрельбы из личного оружия. Посадка в танк осуществлялась через дверь в кормовом бронелисте.

Для реализации новой продукции была выбрана Disston Company и в скором времени мир узнал о появлении боевых машин, которые теперь известны нам как Disston Six Ton Tractor Tank (или просто Disston Tractor Tank). В первую очередь, ставка делалась на зарубежных заказчиков. Попытки предложить бронетрактор Корпусу Морской Пехоты США не увенчались особым успехом, хотя в конечном итоге удалось добиться заключения контракта на поставку 16 машин. По неподтвержденным данным ещё четыре предназначались для Китая, но скорее всего они так и не были отгружены.
Афганские Disston Tractor Tank





Более интересно сложилась история с афганским заказом. В 1935 году закупочная комиссия из этой страны проявила заинтересованность в приобретении некоторого количества бронетракторов. Фирма удовлетворила просьбу, но сколько именно "дисстонов" было закуплено не известно до сих пор. По одним данным их было 10, по другим – только 3, по третьим – 9 и ещё 3 бронекорпуса.
Бронетрактора отправили морем через пакистанский порт Карачи и потом доставили в Кабул. Как проходила их эксплуатация сейчас установить вряд ли удастся. Служба "дисстонов" продолжалась до начала 1940-х гг. , после чего, в виду плачевного технического состояния, их начали постепенно разбирать. Сохранился только один бронетрактор, который был отправлен в кабульский музей.

Вот он


Пока развивались эти события фирма Caterpillar подготовила улучшенную версию бронетрактора, отличавшуюся отсутствием башни, а также улучшенной защитой радиатора двигателя и лучшей обзорностью с места водителя. Вооружалась эта машина двумя пулеметами. Найти покупателей на эту машину фирма Caterpillar так и не смогла. К 1936-1937 гг. положение с финансированием более-менее выровнялось и нужда в подобных "суррогатах" временно исчезла.

Короче, в итоге сих вундервафель было выпущено порядка 40 штук. После чего их выпуск прекратился навсегда. Что в данный момент творится с единственным уцелевшим экземпляром, история умалчивает. Может его талибы взорвали, как продукт "американского дьявола")))

На самом деле эта уникальная машина валяется в запасниках музея в Кабуле. По крайней мере валялась на 2002 год


И еще одна на свалке там же под Кабулом.

Tags: История, Мега танки, США, йумар, танки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments