mihalchuk_1974 (mihalchuk_1974) wrote,
mihalchuk_1974
mihalchuk_1974

Categories:

ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА! ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ! КРАТКИЙ ОБЗОР СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКИ 1941-45 ГГ. ЧАСТЬ 2.

Продолжим.
Начало тут: http://mihalchuk-1974.livejournal.com/48067.html
Продувочная модель советского тяжелого штурмовика Ил-6 (заводское обозначение ЦКБ-60) на испытаниях на заводе №39.
Советский авиаконструктор С.В. Ильюшин в марте 1941 года предложил проект противотанкового двухмоторного бронированного штурмовика с мощным стрелково-пушечным вооружением. Летом 1941 года был рассмотрен макет самолета, в результате проект штурмовика был утвержден и под обозначением Ил-6 включен в план опытного самолетостроения на 1942 год. Расчеты показывали, что Ил-6 превосходил Ил-2 по всем показателям, но проект самолета появился слишком поздно и в условиях начавшейся войны дело до постройки опытного экземпляра так и не дошло.



Немецкий бомбардировщик Фокке-Вульф Fw.200C-1 «Кондор» (Focke-Wulf Fw.200C-1 Condor) во дворе авиазавода «Фокке-Вульф» в Бремене. Впоследствии этот Fw.200C-1 № 0002 вошел в состав I./KG 40 (1-й группы 40-й бомбардировочной эскадры). Начало 1940 г.



Своеобразной "лакмусовой бумажкой", позволяющей взглянуть на ход экономического противостояния СССР и Третьего Рейха, является авиационная промышленность, как наиболее наукоемкая среди всех отраслей военной промышленности. Качества современного самолета (а значит во многом и успех в бою) зависят напрямую от творческого потенциала конструкторов и степени использования достижений фундаментальной и прикладной науки, как в аэродинамике, так и в металлургии, химии, оптике, в технологии и организации производства, внедрении новейших разработок и квалификации кадров. Авиапромышленность очень сложное и многогранное производство. Оно включает в себя самолетостроение (постройку планера летательного аппарата), моторостроение, приборостроение, разработку и производство авиационного вооружения, малую металлургию и т.д. И если до войны самолетостроители были неким "привилегированным" классом высокопрофессиональных рабочих и конструкторских кадров, то после начала ВОВ многие их "привилегии" были забыты, осталась одна - работать на благо фронта и "при этом люди работали до изнеможения. От темна до темна там, где не было освещения. И посменно круглые сутки, если электросеть была уже проведена. Страшно неловко себя чувствуешь, зная, что при такой напряженной работе не можешь дать людям не только нормального отдыха в тепле, но даже не имеешь возможности накормить их горячей едой…". (А. Шахурин. "Крылья победы" М. 1983 с. 115).
Серийный истребитель ЛаГГ-3 в сборочном цеху горьковского авиазавода № 21. Во втором ряду собирают Ла-5, виден винт с черным коком и жалюзи капота в центре фото, перед ним тоже Ла-5 — видно по форме носовой части фюзеляжа. Первые серийные Ла-5 были выпущены в июле-августе 1942 г.


Самолетостроение является потребителем качественных сталей, цветных металлов (особенно алюминия), резины, высокооктанового бензина, специально отобранной древесины и множества других материалов. Количество поставщиков каждого авиазавода исчисляется сотнями. В условиях развала кооперации в первый год войны наладить бесперебойное материально-техническое обеспечение авиапромышленности вообще было задачей почти неразрешимой.

Советский штурмовик Ил-2 в сборочном цехе авиазавода № 18 им. Ворошилова. К самолету готовятся подвесить испытательные бомбы. 1942 год


Плюс к тому необходимо было эвакуировать около 100 заводов. В том числе из крупных: Запорожский и Рыбинские моторные, Воронежский авиастроительный. Особенно болезненной была эвакуация Московской группы авиазаводов. Эвакуация только одного авиазавода включала демонтаж и погрузку 3-5 тысяч единиц оборудования, в том числе таких габаритных, как гидравлические прессы, котлы, прецизионные (т.е. особо высокоточные) станки. А также 10-15 тысяч работающих, а с учетом семей до 50-60 тысяч человек. Представьте сложность переброски на тысячи километров небольшого города.

Линия сборки реактивных истребителей Хейнкель He-162 «Salamander» («Саламандра») на подземном заводе компании «Юнкерс» в Тартуне, Германия. Огромные залы бывшей соляной шахты были обнаружены 1-й армией США во время наступления на Магдебург.
Всего было построено 116 машин He-162, но на подземных германских авиазаводах в разной степени готовности находилось еще более 1000 самолетов.



С 1 января 1939 года по 22 июня 1941 года советские ВВС получили от промышленности 17 745 боевых самолетов. Из них только 3 743 (20%) новых типов. Неудивительно, что ВВС СССР превосходили немецкие по количеству самолетов, но сильно уступали в качестве. Плюс к тому, в отличие от летчиков люфтваффе, советские пилоты почти не имели боевого опыта. Если же немецкие асы встречались с "обстрелянными" советскими летчиками результаты боев нередко были в пользу наших истребителей.

Приведу цитату "незаинтересованных" исследователей: "Немцы, американцы и англичане, все вместе, долго разделяли роковое заблуждение относительно достижений Советского Союза. … Советский Союз представляет странное сочетание низкого уровня жизни с блестящими техническими достижениями, что противоречит западным понятиям и приводит к огромному количеству ошибок при оценках… Советский Союз был во многих отношениях лучше подготовлен к войне, чем Британия в 1939-м, или США в 1941 году". (Р. Толивер, Т. Констебль "Лучший ас Второй мировой войны" М. 2000 с. 179, 181).
Цех по производству самолетов-штурмовиков Ил-2 на заводе №18 в городе Куйбышев (ныне — Самара).


Благодаря самоотверженному труду работников авиапромышленности перелом произошел уже в начале 1942 года. В январе этого года в войска было отправлено 900 боевых самолетов. Были запущены заводы-переселенцы. После контрнаступления советских войск под Москвой стало возможным возродить авиапроизводство в столице. Все это позволило существенно нарастить производство боевой авиации.

Если рассмотреть валовое производство боевых самолетов в СССР и Германии то мы увидим следующее:

СССР: 1941 год - 8,2 тыс. штук (данные только за второе полугодие), 1942 год - 21,7 тыс. штук, 1943 - 29,9 тыс. штук, 1944 - 33,2 тыс. штук, 1945 - 19,1 тыс. штук (с января по август включительно)
Германия: 1941 год - 9,5 тыс. штук, 1942 год - 12,9 тыс. штук, 1943 - 22,1 тыс. штук, 1944 - 34,4 тыс. штук, 1945 - 2,5 тыс. штук (данные только за январь)

Заметно, что германская авиапромышленность сделала "рывок" в постройке боевых самолетов в 1943 и 1944 годах, и это несмотря на начавшиеся бомбардировки союзной авиации. Но было уже поздно - господство в воздухе полностью перешло к странам антигитлеровской коалиции.

Про танкостроение сказано достаточно много. Но вот артиллерия бывает незаслуженно обойденной на фоне ВВС и танковых войск. А ведь именно артиллерийский огонь был основным поражающим фактором во Второй Мировой войне - до 70% потерь стороны несли от действий артиллерии противника.

Изготовление артиллерийских снарядов на одном из ленинградских заводов. 1943 год.


Если рассмотреть в динамике количество артиллерии (без 50-мм минометов и реактивной артиллерии) у сторон на советско-германском фронте, то перед нами предстанет такая картина:
22 июня 1941 года: СССР - 34,7 тыс. орудий, Германия - 47,3 тыс. орудий.
01 мая 1942 года: СССР - 43,6 тыс. орудий, Германия - 43 тыс. орудий.
01 ноября 1942 года: СССР - 72,5 тыс. орудий, Германия - 70,1 тыс. орудий.
01 июля 1943 года: СССР - 98,8 тыс. орудий, Германия - 54,3 тыс. орудий.
01 января 1944 года: СССР - 88,9 тыс. орудий, Германия - 54,6 тыс. орудий.
01 января 1945 года: СССР - 91,4 тыс. орудий, Германия - 28,5 тыс. орудий.

Цех по производству орудийных стволов немецкого завода Рейнметалл–Борзинг (Rheinmetall-Borsig) накануне войны. 1939 год.


Как видно из этих данных уже к середине 1942 года количество артиллерии противоборствующих сторон на Востоке выровнялось. Произошло это, в том числе, в результате огромного напряжения сил работников артиллерийских КБ и заводов, часть из которых также перенесла эвакуацию. В дальнейшем советские войска на протяжении 1943-1945 годов превосходили ВС Рейха по количеству артиллерийских систем почти вдвое, а на заключительном этапе войны почти в 4 раза.

Сельское хозяйство
Надо отметить, что наибольший удар война нанесла по крестьянству. И если в городах часть мужского населения по тем или иным причинам освобождалась от службы в армии, то почти все здоровые и трудоспособные мужики из сел и деревень попали на фронт. Огромное количество молодых женщин из сельской местности было мобилизовано для работы в промышленности, на стройки, и т.д. Общая численность трудоспособного населения на селе в 1943 году сократилась, по сравнению с предвоенным 1940 годом, в два раза. А мужского населения в 5 раз! Вся тяжесть крестьянского труда легла на плечи женщин. Так, в составе трудоспособного населения колхозов доля женщин возросла с 56 до 73%, среди трактористов с 21 до 55%.



При этом сельское хозяйство оказалось без автомашин и тракторов, мобилизованных в действующую армию. Из тех же, что остались, многие были не на ходу, а запасных частей не было. Крайне остро ощущалась нехватка ГСМ, которую почти полностью потребляла РККА. Основную часть лошадей также мобилизовали для нужд армии. В результате сельское хозяйство СССР было отброшено буквально в каменный век, что вызвало резкое падение производства продовольствия. К тому же 38% наиболее плодородных посевных площадей страны было оккупировано немцами и их союзниками.


Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в СССР (млн. тонн):
Зерновые культуры 1940 год - 95,5, 1941 - 55,9, 1942 - 29,7, 1943 - 29,4, 1944 - 49,1, 1945 - 47,2
Сахарная свекла 1940 год - 18, 1941 - 3,3, 1942 - 2,1, 1943 - 1,3, 1944 - 4,1, 1945 - 5,5
Картофель 1940 год - 75,9, 1941 - 26,4, 1942 - 23,8, 1943 - 34,9, 1944 - 54,9, 1945 - 58,1
Мясо, убойный вес 1940 год - 4,7, 1941 - 4,1, 1942 - 1,8, 1943 - 1,8, 1944 - 2, 1945 - 2,6
Молоко 1940 год - 33,6, 1941 - 25,5, 1942 - 15,8, 1943 - 16,4, 1944 - 22, 1945 - 26,4




Из этих данных видно, что наиболее трудными для сельского хозяйства СССР были 1942-1943 года. Когда оккупанты полностью захватили Украину, Молдавию, Белоруссию, многие районы России, в том числе Кубань. На оставшихся землях тенденция падения производства набрала силу под воздействием отрицательных факторов, к которым можно отнести: недостаток машинной техники, топлива, семян, минеральных удобрений, рабочей силы, кормов для скота и т.д. Заметный подъем сельского хозяйства произошел в 1944 году, когда от захватчиков была освобождена вся территория СССР.

Коснусь коротко и вопроса ленд-лиза, хотя это тема для отдельной статьи. Условно все поставки в СССР из США и Великобритании можно разделить на три этапа.

1. На первом этапе, когда в стране осуществлялась массовая эвакуация предприятий, были потеряны огромные территории и ресурсы для военной промышленности в структуре поставок преобладали отдельные виды вооружений, в том числе танки и самолеты, станки и другое технологическое оборудование, сырье и горючее.

2. Второй этап поставок по ленд-лизу (середина 1942- середина 1943 года) имел свои особенности. В это время военная промышленность СССР уже освоила массовый выпуск довольно дешевых и качественных танков, самолетов, артиллерийских орудий, не уступавших по боевым характеристикам вооружению немецкой армии. Но большая часть сырьевой базы промышленности еще находилась в руках оккупантов. Это, при возросших потребностях промышленности привело к острому дефициту металла, энергии и ряда других материалов. В этих условиях структуру поставок поменяли в сторону увеличения поставок сырья, материалов и энергоносителей.

3. На третьем этапе (1943-1945), после освобождения всей территории страны и почти полного коллапса сельского хозяйства, которое просто не в состоянии было прокормить более чем 170-миллионное население страны, резко увеличились поставки продовольствия, которые достигли трети всех поставок. Наверное, каждый советский солдат тех времен помнит вкус американской свиной тушенки, и яичницу из американского яичного порошка.

К сожалению напрашивается вывод, что российская (украинская, белорусская) деревня так до конца и не восстановилась после Великой Отечественной войны. Именно крестьянство понесло наиболее серьезные людские потери в СССР. В послевоенном селе практически исчезли многодетные семьи, всегда бывшие опорой Российской империи в дореволюционный период. Большая крестьянская семья постепенно превратилась в семью с одним ребенком, то есть не воспроизводила саму себя. Не следует забывать, что крестьянские семьи на протяжении веков служили основным источником роста численности славянского населения России. И замены им не было и нет…




Источники:
"Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне". М. 1990. (таблицы).
"Оружие победы". М. 1987. С.75
"Промышленность Германии в период войны 1939-1945 гг". М. 1956.
Р.А. Белоусов "Превосходящая мощь (об эффективности советской военной экономики)". Сборник "Покушение на великую Победу". М. Эксмо 2005.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments