mihalchuk_1974 (mihalchuk_1974) wrote,
mihalchuk_1974
mihalchuk_1974

Category:

Германо-шведская бронекрякозябра.



Вообще эта хреновина известна аж под тремя названиями, двумя немецкими и одним шведским: Räder-Raupen Kampfwagen M 28 , GFK (Gutehoffnungshutte) и Landsverk L-5. Продукт противоестественного брака двух "сумеречных тевтонских гениев" оказался на редкость неказист. "Папой" же сего уродца был инженер Меркер. Еще эта машина знаменита тем, что побывала и в СССР, но об этом ниже.

Спроектированный Меркером весьма оригинальный танк имел многокатковую ходовую часть с передними направляющими и задними ведущими колёсами. По бортам монтировалась система подъёма\опускания колес автомобильного типа с цепным приводом на задний мост, которая не имела никакой бронезащиты. И смотрелась вся эта конструкция просто феерично.

Корпус танка имел классическую компоновку с противопульным бронированинем, но без нездоровой тяги фрицев к мазохизму и здесь не обошлось. В передней части располагалось отделение управление, где находилось место водителя. Для лучшего обзора на крыше корпуса с правой стороны устанавливалась небольшая рубка со смотровыми щелями. А вот с левой стороны, с большим выносом вперед, установили курсовой 7,92-мм пулемет Dreyse.

Боевое отделение расположили в средней части танка. Здесь находились места для командира танка, стрелка и наводчика, а также размещался боекомплект. На крыше боевого отделения была установлена двухместная цилиндрическая башня, в лобовом листе которой монтировалась 37-мм пушка и 7,92-мм пулемет Dreyse. Пушка имела углы вертикального наведения от -10° до +30°, курсовой пулемет – от -15° до +35°, башенный пулемет – от -5° до +77°. Общий боезапас составлял 200 выстрелов и 2000 патронов.


На крыше башни имелась просторная командирская башенка с 6 смотровыми щелями, защищенными бронестеклами. Двигатель, трансмиссия и система охлаждения находились в корме. Для доступа к этим агрегатам была выполнена большая бронекрышка коробчатого типа. Экипаж танка, несмотря на его миниатюрные размеры, состоял из четырех танкистов: двух водителей, командира и пулеметчика. По замыслу создателей М28 наличие второго водителя, место которого размещалось в кормовой части корпуса, позволило бы улучшить мобильность танка в боевых условиях, когда требуется повышенное маневрирование на местности. Впрочем, этот приём, ранее с успехом использовавшийся на бронемашинах, лишь к тесноте внутри корпуса, который судя по фотографиям и так был весьма невелик. Как там умещалось 4 человека вообще непонятно. Можете сами оценить габариты танка с экипажем в 4 человека:длина около 5 метров, ширина 2 м и высота не более 1,5 метра.

Военное ведомство Германии охуело скептически отнеслось к этой новинке в области танкостроения, но все же выдало заказ на постройку нескольких опытных образцов для определения их боевых возможностей. Поскольку выпуск танков на немецкой территории сильно затруднялся действиями союзной комиссии, следившей, чтобы рейхсвер не получал новой техники, в Германии был налажен выпуск основных узлов и агрегатов, а окончательная сборка производилась в Швеции фирмой Landsverk. С этого времени полное немецкое обозначение танка звучало как Räder-Raupen Kampfwagen M 28 (чаще сокращают до b>Räder M 28), а по реестру шведской фирмы он шёл как L-5. Также в Германии использовалось обозначение GFK (Gutehoffnungshutte).

Первый прототип М 28 был закончен постройкой в 1929 г., а в течении следующего года сдали ещё пять машин. Три первых танка оснащались 4-цилиндровыми бензиновыми двигателями Daimler-Benz мощностью 50 л.с., а три других – 70-сильным двигателем Bussing-NAG D7. Кроме того, на танках с порядковыми номерами 1-4 устанавливалась система смены хода (Hubvorrichtung) при помощи электромотора, а на танках 5-6 она была гидравлической. Притом, что вес этого агрегата в "сухом" виде был 7 тонн, и это без экипажа, боеприпасов, ЗИП и ГСМ.


Испытания одного из этих мутантов проводились в Казани в танковой школе КАМА. Остальные машины остались в Швеции. Тем не менее, результаты были получены почти одинаковые. Танк конструкции Меркера оказался столь сложным в эксплуатации, что это отметили все: и фрицы, и шведы и наши спецы, а его система смены хода была признана чрезвычайно ненадежной, поскольку слишком часто она выходила из строя. О дальнейшей участи немецких колесно-гусеничных танков сведения отсутствуют. Вероятнее всего, они остались в Швеции (“советский” экземпляр был отправлен в Германию в 1933 г.), где впоследствии были разобраны.

Дальнейшее развитие колесно-гусеничных машин для рейхсвера было, таким образом, остановлено, а вот шведам М 28 понравился. Значительно доработав его конструкцию инженеры фирмы Landsverk уже в 1930 году построили танк L-30. Правда, и его судьба оказалась не слишком удачной, поскольку колесно-гусеничный танк проиграл в конкурентной борьбе обычному (гусеничному) танку L-60.

Источники:
П.Чемберлен, Х.Дойл "Энциклопедия немецких танков 2-й Мировой войны"
Landskrona: Landsverk L-5
Использованы материалы aviarmor.net
Tags: Германия, Мега танки, танки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments