mihalchuk_1974 (mihalchuk_1974) wrote,
mihalchuk_1974
mihalchuk_1974

Categories:

Хроника советских потерь в небе холодной войны

Оригинал взят у kaverdon в Хроника советских потерь в небе холодной войны
В статье «Горячее небо холодной войны» были представлены эпизоды, в которых советская авиация и ПВО наносили урон ВВС США и их союзникам. Сегодня же мы поговорим о тех случаях, когда американцы наносили урон Советскому Союзу.


На снимке: Ту-95РЦ и сопровождающий его F-14A Tomcat

В конце 1950 года бортовым стрелком патрульного самолета P2V-«Нептун» был сбит один из МиГ-15, вышедших на его перехват возле Владивостока. Это сообщение подтверждается только американской стороной. Не удивительно, что 6 ноября 1951 года «Нептун» другой модификации, занимавшийся разведкой погоды для обеспечения боевых операций в Корее, был сбит советскими перехватчиками и по сообщениям советских пилотов вел по ним огонь.


На фото угнанный из Северной Кореи МиГ-15 Бис, под охраной в ожидании летных испытаний на Окинаве, 1953 г.

В сентябре 1950 года двухмоторный советский бомбардировщик «А-20» старшего лейтенанта Константина Корпаева был атакован 11 американскими самолетами недалеко от острова Хайон-дао и сбит, несмотря на то, что его сопровождали два советских истребителя. По утверждению американцев, неопознанный самолет, летевший со стороны советской базы, был замечен на радаре одного из патрулировавших район эсминцев. С авианосца «Воллей Родж» поднялись истребители, но когда они взяли самолет в кольцо, тот открыл по ним огонь, за что и был уничтожен.



На фото: командир ставит задачу члену экипажа бомбардировщика американского производства А-20 «Бостон» (Douglas A-20 Boston) из 221-й бомбардировочной Бахмачской ордена Суворова авиационной дивизии, на одном из аэродромов северо-восточнее Курска. Командиром соединения являлся полковник Сергей Фавстович Бузылев. Снято в Курской области. Дата съемки неизвестна.

Бомбардировка аэродрома Сухая речка

8 октября 1950 в пятом часу вечера два Lockheed F-80 Shooting Star («Метеор») прошли над полевым аэродромом Сухая речка (село в Хасанском районе Приморского края), сделали боевой разворот и атаковали стоящие на земле советские самолеты, повредив 7 из двадцати расположенных на взлетной полосе самолетов.


На фото Локхид F-80 Шутинг Стар — первый американский серийный реактивный истребитель

На следующий день СССР подал официальную ноту протеста ООН. И 20 октября президент США Гарри Трумэн признал вину США и выразил сожаление в том, что американские ВВС нанесли урон Советскому Союзу. Он заявил, что командир полка уволен, а летчики переданы суду.
По словам же советских летчиков и очевидцев, никакой низкой облачности в день налета у Сухой речки не было, день был ясный и солнечный. Американцы вряд ли могли потерять ориентировку, так как должны были понять свою ошибку еще при подлете к тихоокеанскому побережью по его очертаниям.


На снимке: остатки памятника погибшим советским летчикам при бомбардировке аэродрома. Фотография сделана Дмитрием Семеновым в 2015 году. По документам на 2002 год состояние памятника признано местными властями как удоволетворительное.

И вот две странные детали. Во-первых, американские летчики, непосредственные участники атаки, прослужили после этого инцидента более 20 лет в ВВС, один из них после работал в ЦРУ. А во-вторых, у села Перевозное в Хасанском районе Приморского края есть памятник под номером 106, который значится как «братская безымянная могила летчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950 г.».

Воздушный беспредел


МиГ-15 и F-86 "Sabre" в совместном показательном полётеNorth American F-86 "Sabre" — американский реактивный истребитель, разработанный компанией North American Aviation в конце 1940-х годов.

В ноябре 1952 года в 30 – 35 километрах к югу от мыса Гамова (Японское море) произошел бой группы американских самолетов с четырьмя советскими истребителями МиГ-15. Согласно советской версии, четверка МиГов поднялась по тревоге на перехват неприятельских самолетов, взлетевших с авианосца и двигавшихся в направлении советской границы. Воздушный бой произошел на высоте 8 тысяч метров над морем в 10-15 километрах от нашей морской границы. Советские истребители были атакованы американцами внезапно и не успели перестроиться в боевой порядок. Два самолета были сбиты, третий, из-за отказа двигателя упал в море в районе мыса Льва и в бою не участвовал. Четвертый же оторвался во время боя от своих самолетов и вернулся на базу.

Два Ила


На фотографии Ил-14 — советский поршневой ближнемагистральный двухдвигательный самолёт.

В том же 1952 году жертвами воздушного беспредела американских пилотов стали пассажиры советского самолета. В советском небе, над территорией СССР американские истребители атаковали пассажирский Ил-14, на котором летели в отпуск семьи наших военнослужащих – женщины, дети. Никто не выжил.

По этой трагедии не удалось найти более точных данных, буду благодарен за подробности.


Ил-12 — пассажирский самолёт для авиалиний малой и средней протяжённости. По конструкции — цельнометаллический двухмоторный низкоплан традиционной компоновки с поршневыми двигателями и трёхопорным шасси с носовым колесом.
На снимке самолет в аэропорту Елизово


27 июля 1953 г. пассажирский самолет Ил-12, совершавший перелет из Порт-Артура во Владивосток был атакован четырьмя американскими истребителями. Экипаж самолета и пассажиры, всего 21 человек, погибли.
Американские летчики облетели Ил, а затем расстреляли в упор безоружный транспортный самолет. Зачем они это сделали? Существует несколько версий. Согласно одной, американцы просто хотели показать свою силу в день заключения перемирия в Корее. По другой – охотились за командованием Тихоокеанского флота или маршалом Малиновским, который должен был возвращаться в СССР в этот день. СССР подал иск к США, но из-за встречных претензий и увиливаний, таких как искажение координат места происшествия, компенсации так и не были выплачены.

Пропавшие Ту

17 июля 1964 года экипаж самолета «Ту-16р», находившийся в 200 км к востоку от побережья Японии, доложил об обнаружении американской авиационной группы. После этого связь с самолетом прекратилась.


Ту-16 — советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт. В модификации Ту-16Р - это дальний разведчик, имеющий на борту 7 фотокамер, станцию активных помех, аппаратуру радиотехнической разведки СРС-3 в подвесных контейнерах под крылом. Разработан в 1955 году.

25 мая 1968 года. Самолет «Ту-16р» пролетавший над Норвежским морем доложил об обнаружении американского авианосца «Эссекс». После доклада самолет загорелся и упал в море. Его обломки и останки трех членов экипажа были найден во время поисково-спасательной операции. Во время авиакатастрофы в небе находились 4 или 5 американских самолетов.


Дозаправка в воздухе Ту-16Р

По другим источникам, один из самолетов, разворачиваясь на малой высоте, зацепил крылом воду. Экипаж погиб, тела трех членов экипажа были подняты американцами и переданы советским представителям. Эта версия вызывает сомнения, так как точно такое же объяснение приводится в рассказах о гибели аналогичного самолета 26 июля 1980 года.


Как утверждается в описании в этому ролику, на видео запечатлен момент крушения советского бомбардировщика под командованием А.Плиева в Норвежском море возле авианосца Эссекс.

В Норвежском море пропал еще один советский самолет Ту-95РЦ ВВС СФ в августе 1976 года. При совершении вылета на воздушную разведку в Атлантику, Ту-95РЦ пытались перехватить американские F-4 «Фантом» в результате чего один из них врезался крылом в хвост советского разведчика.


Пара Фантомов F-4E перехватывают Ту-95РЦ. Ту-95 — советский  турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, один из самых быстрых винтовых самолётов. В варианте РЦ - разведчик-целеуказатель для нужд ВМФ.

Заключение

По данным американского журнала «Ю.С. Ньюс энд Уорлд рипорт», с 1950 до конца 1960-х годов США произвели до 20 тысяч полетов вдоль границ Советского Союза и Китая с целью выявления сил и средств системы ПВО. Кроме самолетов-разведчиков, способных подниматься на высоту, недоступную для советских истребителей, для сбора данных с 1954 года использовались автоматические дрейфующие аэростаты. Противоядием против этого стало принятие на вооружение С-75 и Су-9,истребителей-перехватчиков с потолком высоты в 20 километров.


С-75 -советский подвижный зенитный ракетный комплекс


Су-9 — советский однодвигательный всепогодный истребитель-перехватчик. Один из первых советских самолётов с треугольным крылом и первый в мире истребитель-перехватчик, созданный как составная часть единого комплекса перехвата.

Считается, что после того, как на вооружении в Советском Союзе появились истребители-перехватчики МиГ-31, которые считаются одними из лучших в мире, у американцев отпала охота проводить воздушную разведку над советской территорией. Американцы негласно признали господство СССР в воздухе, сосредоточив основное внимание на создании сверхточного оружия.



МиГ-31 — двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Первый советский самолет т.н. четвертого поколения

Благодарю вас за прочтение и прошу принять участие в коротком опросе:

[Error: Invalid poll ID 2025175]

P.S.

Конечно, в данную хронику попали не все воздушные инциденты, в которых были сбиты или потеряны воздушные суда Советского союза, поэтому буду рад, если поделитесь интересной информацией на эту тему. Пост, соответственно, будет обновляться.

[Источники]
Источники:
Валерий Бовал "Воздушные провокации: горячее небо";
Александр Окороков. «Горячие точки» «холодной войны»;
Список инцидентов с участием иностранной авиации над СССР (1946—1991) — Википедия.
Иллюстрации взяты из открытых источников

Tags: История, СССР, США
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments