mihalchuk_1974 (mihalchuk_1974) wrote,
mihalchuk_1974
mihalchuk_1974

Category:

Колесно-гусеничные потуги "Виккерса".



Вот это колесно-гусеничное угребище под головоломным названием D3E1 Vickers Wheel-cum-Track Machine было сконструировано с жесточайшего похмела конструкторами знаменитой фирмы Vickers у 1928 годе.

Основной проблемой всех танков времен ПМВ был очень низкий ресурс ходовой части в целом, и гусеничного движителя в частности. Дабы сэкономить на ремонтах, а следовательно и деньгах, инженеры всех танкостроительных стран пускались "во все тяжкие", порой доводя идею комбинированной колесно-гусеничной ходовухи до полного маразма. Вот эта мафынка как раз такой случай.
Сей гибрид ужа и ежа родился из подписанного 9-го июня 1927 года фирмой Vickers с Военным ведомством Великобритании, контракта № Т6508 на поставку колесно-гусеничной хуйни бронемашины нового образца. Британские инженеры справились с задачей довольно быстро (херня-вопрос) – 12 мая 1928 года фирма предоставила полностью готовый прототип танка, которому заранее присвоили номер Т838. В официальной документации этот танк проходил под названием Vickers Wheel-cum-Track Machine. Несколько позднее он получил армейский “бронеавтомобильный” индекс D3E1, хотя по основным показателям эту машину всё же следовало отнести к танкам.

D3E1 во дворе фирмы Vickers



В общем и целом, инженеры "Виккерса" взяли за основу конструкцию обычного бронеавтомобиля, внеся ряд существенных корректив. Корпус прототипа D3E1 был почти полностью клёпаным и собирался на металлическом каркасе и листов катаной броневой стали. Лобовая часть корпуса, борта и корма имели толщину 8 мм, крыша и днище – по 6 мм. Компоновка танка предусматривала расположение бензинового двигателя Armstrong Siddeley V8 мощностью 90 л.с. в передней части корпуса. Причем вес этой бронебайды составлял 8,4 тонны. Рядом был установлен топливный бак на 48 галлонов (181 литр) бензина, что обеспечивало запас хода до 193 км на гусеницах и 418 км на колесах. В свою очередь трансмиссия, включавшая механическую 4 скоростную (4 передачи впереди и 1 назад) коробку передач, располагалась в кормовой части корпуса. Такое техническое решение было вызвано расположением ведущих колес сзади, что значительно упрощало смену хода. Соответственно, отделение управления находилось спереди, справа от силовой установки.
D3E1 на колесном ходу во время испытаний



Боевое отделение танка D3E1 было разделено на две части. Передняя секция предназначалась для установки мест командира танка и первого пулеметчика. На крыше устанавливалась одноместная башня в Фоме усеченного конуса с двумя бортовыми смотровыми приборами и небольшой наблюдательной башенкой. В её передней части предполагалась установка двух 7,71-мм пулеметов Vickers. Задняя секция боевого отделения была скорее “наследством” от бронемашин времен Первой Мировой войны. Высота этой части корпуса была ниже и на образовавшемся уступе разместили вторую башню цилиндрической формы с одним пулеметом Vickers. Для доступа к агрегатам трансмиссии и посадки в танк второго пулеметчика в кормовом наклонном бронелисте сделали двухстворчатые двери. Посадка в танк проводилась через большие прямоугольные люки в бортах корпуса. Полный экипаж состоял из четырех человек (механик-водитель, командир и два пулеметчика), но при необходимости он мог быть расширен до пяти. Куда "совать" пятого члена экипажа инженеры "Виккерса" пояснить не смогли, ибо и 4 человека в этой коробке помещались с огромным трудом.

Гусеничная ходовая часть на один борт состояла из 8 опорных катков на пружинной подвеске, четырех поддерживающих колес, переднего направляющего колеса, заднего ведущего колеса цевочного зацепления и гусеничной цепи со стальными траками.
Колесная ходовая часть включала два моста автомобильного тип. Каждый мост оснащался подвеской на листовых рессорах и двумя одинарными колесами с бескамерными шинами из жесткой резины. Если на опытном варианте “медиума” колеса были спицованные, то колеса на D3E1 выполнили со штампованными дисками. При этом, задний мост был полностью убран в корпус.

Машина имела новую систему смены хода, осуществляемую при помощи пары червячных передач (приводимых в движение двигателем) на каждый борт. При вращении вертикального червяка, по нему двигались ползуны, соединенные с жесткой рамой движителя и поднимали его. При перемене направления вращения гусеничный движитель опускался. Большим преимуществом такой схемы было то, что при смене движителя экипаж мог всё время находится внутри танка, не покидая свою бронированную машину.

Испытания опытного образца D3E1, проведенные в течении всего 1928 года в MWEE (Mechanised Warfare Experimental Establishment), прошли с переменным успехом. Было выяснено, что при передвижении на колесах по дорогам с твердым покрытием скорость машины составила 48 км\ч. При этом машина неплохо управлялась и была не слишком сложной в обслуживании. С другой стороны недостатков оказалось больше. Езда вне дорог была практически невозможна на любом шасси - достаточно сказать, что клиренс с поднятыми гусеницами не превышал 20 см, а нагрузка на мосты автомобильного типа оказалась предельной. Помимо этого, длина гусеничной ходовой части была слишком мала для нормального передвижения по пересеченной местности. Максимальная скорость на гусеницах едва доходила до 20,92 км\ч, но самое главное - из-за высокой центровки и узкой гусеничной колеи танк был неустойчивым.


При наличии таких недостатков прототип D3E1 был отправлен фирме для доработок, но никаких радикальных изменений конструкция этого танк сделать не позволяла. В результате, обновленный прототип D3E2 отличался только незначительно измененным корпусом и гусеничной ходовой частью. На этом модернизация закончилась.

D3E2



Собственно, к этому моменту D3E1 и D3E2 полноценными танками уже не считались. В Королевском Танковом Корпусе возобладал здравый смысл и был сделан вывод, что при имеющихся ТТХ и чисто пулеметном вооружении колесно-гусеничные бронемашины фирмы Vickers для целей разведки, не говоря уже о поддержки пехоты и кавалерии, совершенно не подходят. С имеющимися недостатками и явно завышенной массой D3E1 и D3E2 не вписывались в требования для боевых машин этих классов. Таким образом, проект потерял поддержку и в скором времени был аннулирован.

Оба опытных образца продолжали эксплуатироваться в RTC до 19 октября 1933 года. Затем второй прототип был отправлен для разделки на металл, а первый прототип без двигателя и вооружения стал экспонатом музея в Бовингтоне (впрочем, есть основания полагать что в музее находится D3E2).



П.С. На фоне английских колесно-гусеничных экспериментов наши подобные изыски примерно тех же годов смотрятся просто как образец здравомыслия.


Tags: История, Мега танки, йумар, танки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments