mihalchuk_1974 (mihalchuk_1974) wrote,
mihalchuk_1974
mihalchuk_1974

Category:

Советские танки тридцатых. Методом проб и ошибок. Часть 4.

Эта часть обзора советского танкостроения будет посвящена танкам-амфибиям сконструированным в СССР в 30-х годах 20 века. Но начнем мы с танкетки.

Последняя машина такого класса спроектированная в СССР это танкетка ППГ. Эта машина была создана в разгар советско-финской войны, как некий эрзац-танк. Бронирование лба корпуса 10 мм, бортов - 6мм. Вооружение два 7,62-мм пулемета ДТ в лобовом листе корпуса, вес 1730 кг. В общем и целом, увидев этого клопа, военные только развели руками. Проект закрыт ввиду полной бесперспективности.
ppg_1

Еще до попадания на территорию СССР плавающего танка производства английской фирмы "Виккерс-Армстронг", но имея отрывочные сведения о них, специалисты из ОКМО в 1931 году, по поручению УММ РККА, решили создать аналог британской машины. Работы по первому советскому плавающему танку, получившему индекс Т-33 и собственное имя “Селезень”, проводил конструкторский коллектив под руководством С.Гизбурга. От “Виккерса” переняли конструкцию корпуса, бортовых поплавков, а также компоновку боевого отделения. Шасси Т-33, как и на британском танке, практически без изменений позаимствовали от тягача VCL. Применительно на один борт оно состояло из 4-х опорных катков сблокированных в тележки по два и переднего ведущего колеса. Функции направляющего колеса выполнял задний каток. Прототип танка Т-33 был готов в конце марта 1932 г. Завершающий этап его проектирования и изготовления опытного образца проходил уже под руководством инженера М.Зигеля на заводе ‘Большевик” в Ленинграде. Выполнив несколько предварительных “пробежек” удалось установить, что “Селезень” по ходовым характеристикам не многим уступает “виккерсу”. При движении по шоссе его скорость составила 42 км\ч, на воде – 4 км\ч. Однако после прибытия в СССР партии из 8 британских танков-амфибий работы по Т-33 были прекращены в пользу танка Т-37А.
t33_3
t33_2
t33_1


В 1932 году начались работы над следующим "плавунцом". Танк получил индекс Т-41. В то время как КБ Гинзбурга занималась Т-33 на 2-м заводе ВАТО в Москве под руководством инженера Н.Козырева была спроектирована совершенно новая машина, имевшая войсковой индекс Т-41. Клепано-сварной корпус танка собирался из бронелистов толщиной 4-9 мм при помощи стальных уголков. Конструкция корпуса была выполнена таким образом, чтобы танк имел максимальный запас плавучести. Из-за этого высота танка сильно возросла, увеличив тем самым поражаемую площадь. Положительной стороной этой особенности Т-41 стал полный отказ от бортовых поплавков.
Двигатель танка, в отличии от Т-33, устанавливался в кормовой части корпуса вдоль прямой оси. Здесь тоже не обошлось без оригинального подхода. Стараясь максимально упростить конструкцию Т-41 и унифицировать ряд танковых узлов с автомобильными Козырев решил использовать американский мотор Форд-АА мощностью 40 л.с., изготовлявшийся в СССР по лицензии. Опытный образец Т-41 был построен летом 1932 г. и сразу передан для заводских испытаний в процессе которых выявилось несколько технологических недостатков. После их устранения танк передали в Кубинку, где испытания со 2 августа по 29 сентября 1932 г. продолжили военные специалисты. Надо отметить, что Т-41 произвел не самое лучшее впечатление. Высокий корпус и отсутствие наклонных бронеоистов делали из танка слишком уязвимую цель. Малая мощность мотора, вместе с узкими “танкетными” гусеницами, привели к тому, что подвижность и проходимость Т-41 оказались на весьма низком уровне. Больше того, скоростные показатели этого танка оказались даже хуже, чем у Т-33. По мнению военной комиссии в таком виде Т-41 не мог быть передан на войсковые испытания, а тем более рекомендован к серийному производству.
t41_a3
t41_a2
t41_a1
К этому времени относительно успешно прошел испытания основной конкурент “сорок первого” – легкий плавающий танк Т-37. В доработанном виде РККА согласилось принять его на вооружение, но в качестве подстраховочной меры от Т-41 полностью отказываться не спешили. Осенью 1932 г. заводское КБ представило модернизированный вариант танка. Вызывавший множество нареканий корпус был перепроектирован – при сохранении прежней компоновки его высоту уменьшили на 140 мм, заодно изменив очертания передней и кормовой части, из-за чего по внешнему виду танк стал напоминать Т-37А. Вместо двигателя Форд-АА был установлен отечественный аналог ГАЗ-АА той же мощности. Ходовую часть Т-41 также подвергли изменениям, демонтировав один поддерживающий ролик и внеся несколько более мелких конструктивных доработок.
Тем не менее, из-за задержек с выпуском серийных танков Т-37А, УММ РККА было вынуждено отдать распоряжение о постройке небольшой партии танков 2-го завода ВАТО под обозначением "Т-41 серийный". В течении первого квартала 1933 г. завод №37 сдал 12 серийных танков, после чего вопрос о дальнейшем развитии и постройке следующей серии Т-41 не поднимался. Впоследствии все полученные РККА танки были распределены между учебными подразделениями, а 7 ноября 1933 г. несколько танков были продемонстрированы на параде на Красной площади, пройдя в одном строю с серийными Т-37А.
На этом фото они отмечены стрелками
images
Несмотря на свою немногочисленность и наличие неустраненных “детских болезней” эксплуатация одиночных Т-41 продолжалась довольно длительный период - например, на 1 января 1938 г. в составе 5-го мехкорпуса Московского ВО ещё имелось 5 танков, а в 97-й стрелковой дивизии Киевского ВО – 1.

В 1933 году было решено спроектировать колесно-гусеничный плавающий танк. Разработку такой машины УММ РККА поручило Спецмаштресту, который в свою очередь, отправил техническое задание КБ завода Опытного Машиностроения им.Кирова (в дальнейшем именовалась как Т-43-1) и КБ завода №37 (Т-43-2). Чтобы ускорить процесс коллективу, который первым доведет танк до уровня серийного производства, была обещана премия в 20000 рублей.

Кировский танк, над проектом которого работали инженеры Зигель, Симский, Максаков и другие, по размерам не сильно отличался от серийного Т-37А. Корпус Т-43-1 собирался из бронелистов толщиной от 4 до 10 мм при помощи клёпки с использованием штампованных деталей. Силовая установка Т-43-1 состояла из автомобильного двигателя ГАЗ-АА мощностью 40 л.с., установленным поперек корпуса, с “газовской” коробкой передач и радиатором. Между двигателем и радиатором расположили вентилятор с ременным приводом от двигателя. Трансмиссия включала КПП, двойной дифференциал и бортовую передачу колесного хода.
Вооружение танка было вполне стандартным. На опытной машине должен был устанавливаться 7,62-мм пулемет ДТ во вращающейся цилиндрической башне, хотя проектом также была запланирована 45-мм пушка в неподвижной бронерубке.
Т-43-1 на колесном ходу.

t-43_1932_2
t-43_1932_3

Альтернативный проект Т-43-2, разработанный конструкторским коллективом под общим управлением Н.Астрова, был во многом похож на Т-43-1. По вооружению, бронированию, конструкции ходовой части и трансмиссии, а также внутреннему оборудованию оба танка была весьма похожи, однако имелись и отличия. В ходовой части применили дополнительный поддерживающий ролик, а два задних опорных колеса не были “связаны” в единый блок. Башня танка имела более простую четырехгранную форму, в лобовом листе которой устанавливался единственный пулемет ДТ. Корпус первоначально планировали собирать при помощи сварки, но из-за того, что завод-поставщик “Серп и молот” освоить этот процесс вовремя не смог, его пришлось выполнить клёпаным. Полная масса танка при этом составила 3700 кг, что было на 100 кг больше, чем у Т-43-1.

Рассмотрение проектов проводилось 2-3 августа 1934 г. на отдельном заседании треста специального машиностроения, в котором приняли участие специалисты Спецмаштреста, УММ РККА и инженеры обеих заводов. Примечательно, что инженеры-разработчики склонялись к тому мнению, что сочетание колесно-гусеничного хода с возможностью плавания ведет к неоправданному усложнению конструкции и её удорожанию. Главные конструкторы сошлись на том, что танковым войскам РККА требуется плавающий танк только с гусеничным ходом, что позволяло бы нарастить на нем броню и усилить вооружение. Военные, в свою очередь, были склонны отдать предпочтение танку Т-43-2, как менее сложному в производству. Для проверки этих выводов было принято решение о постройке обеих танков, опытные образцы которых были готовы к марту-апрелю 1935 г. После оценки полученных результатов УММ РКАА сделало заключение о непригодности танков к войсковой эксплуатации и в начале 1935 г. все работы по ним были прекращены.
Т-43-2

t43-2_2
t43-2_3
t43-2_1

Параллельно проекту Т-43 в инициативном порядке инженером Шитиковым был разработан танк Т-37Б. В 1934 г. он предложил сразу два проекта – легкого плавающего колесно-гусеничного танка (здесь явно имело место влияние “сорок третьего”) и танкетки-транспортера. Руководство завода, занятое насущными проблемами, “зарубило” проект, однако Шитиков совершенно не собирался сдаваться. В письме на имя К.Е.Ворошилова он написал, что его новый танк имеет неоспоримое превосходство над официальными проектами (имелся в виду Т-38), обладая меньшей массой, большей скоростью и полным отсутствием алюминиевого литья. Нарком дал "добро" на постройку прототипа. Первый прототип легкого плавающего танка, по документам проходившего как Т-37Б, был построен весной 1935 г. На испытаниях практически сразу выяснилось, что круговое вращение башни невозможно. В добавок, Т-37Б постоянно преследовали поломки моторно-трансмиссионного отделения, спадание гусеничных цепей, плохая маневренность на воде и её затекание внутрь танка. Единственным преимуществом была низкая масса танка, составившая всего 2700 кг.
Таким образом, по сумме показателей, Т-37Б оказался хуже серийного Т-37А и от его дальнейшей доработки отказались.
t37b_exp2
t37b_1
t37b_2

Правда Шитиков все таки сделал последнюю попытку "пропихнуть" свою машину в РККА, но уже как бронетранспортер. В конструкции котрого использовалось шасси от Т-37Б и бронекорпус новой формы. Экипаж транспортера состоял из 2-х человек. В лобовом листе корпуса мог быть установлен 7,62-мм пулемет ДТ. По бронированию транспортер соответствовал Т-37Б. Несмотря на обещанные улучшенные показатели и эта машина Шитикова осталась невостребованной и в скором времени её разобрали на металл.
t37b_transporter_1



Tags: Легкие танки РККА, Мега танки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments