mihalchuk_1974 (mihalchuk_1974) wrote,
mihalchuk_1974
mihalchuk_1974

Category:

Небольшой, но объёмный анализ БТР-3. Часть 1

Оригинал взят у harly_c в Небольшой, но объёмный анализ БТР-3. Часть 1
Вся эта эпопея началась с риторического вопроса, о который давно было сломано много копий, по почему-то заинтересовало: «Откуда корпуса БТР-3?».


Дело в том, что после отделения производство корпусов БТР-80 полностью осталось на нижегородском Заводе корпусов. Украинская промышленность такие корпуса не производила, однако имела доступ к огромным запасам советских складов хранения и огромному марку машин действующей украинской армии. Так в украинской армии на 2006 и 2013 насчитывалось около 450 БТР-80 (395 в ВСУ, 50 в МП ВМФ) и почти 1000 БТР-70 (900 в ВСУ, 50 в МП ВМФ). Огромное поле для творчества, коим и занимался ряд украинских госпредприятий и частных контор по бронированию и тюнингу. Желающим предлагались самые различные варианты модернизации армейских БТР. От гражданских бронебухлобусов до глубокой модернизации с заменой двигателя, боевого модуля, врезанием боковых распашных люков и установкой КАЗ «Защита». Именно по одной из таких упрощённых программ на Николаевском ремонтно-механическом заводе Грузия заменяла на купленных украинских БТР-80 двигатели КамАЗ на IVECO, готовясь к войне 2008 года.

Харьковское КБ машиностроения им. Морозова не отставало, предлагая аналогичную николаевской модернизацию любых БТР до разной степени готовности. Так появился БТР-94 для Иордании, официально и фактически - модернизация БТР-70/80 с установкой боевого модуля «Гром» (БАУ-23) с двумя пушками АЗП-23 «Амур» от ЗСУ-23-4 «Шилка». Почему БТР-94? Скорее всего эхо «Совка» в худшем понимании этого слова, когда некоторые возвели в ранг показателя качества численное значение индекса продукции, как будто это радикально меняет суть и отношение к ней у кого-то, кроме обывателей. Индекс должен был показать превосходство машины над продвигаемым тогда Россией БТР-90.

Экспериментальный БТР-94 на базе БТР-70 Серийный БТР-94 на базе БТР-80 в Ираке

Как видно, корпус серийного БТР-94 явно взят от БТР-80, что разработчики и не скрывали. Как уточнил ув. bmpd, один БТР-94 был экспортирован эмиратской фирме ADCOM в рамках совместных НИОКР по созданию БТР для морской пехоты ОАЭ. Именно из этого БТР-94 арабами в 2000-2001 году и был сделан первый прототип БТР-3У «Гардиан (Guardian)», однако эмиратцы новую машину закупать не стали. БТР-3 назывался глубокой модернизацией темы БТР-94, т.е. модернизацией модернизированного БТР-80. Для исключения каламбура двойное модернизирование заменили на «развитие темы». Эту версию подтверждает и некто Константин Сидоров в своей статье про БТР-3 в еженедельнике «Военно-промышленный курьер», приведя не только исчерпывающие технические данные по разработке проекта, но и логику индексов машин ХКБМ:
«БТР-1 – бронетранспортеры на базе БТР-60;
БТР-2 – бронетранспортеры на базе БТР-70;
БТР-3 – бронетранспортеры на базе БТР-80;
БТР-4 – перспективный бронетранспортер и машины на его базе».

К тому же на продвижение продукции негативно сказывается признание, что супер-БТР делается из строевых машин и старых ржавеющих запасов. Поэтому появилось утверждение, что корпуса БТР-3 производятся на Украине с нуля, как и корпуса БТР-4.

В ходе работы над постом всплыло утверждение, что продажи украинских БТР перекрывают число имеющихся в наличии БТР-80. Якобы это подтверждает оригинальность корпусов БТР-3. Однако это не так. В той же Википедии число экспортированных БТР-3 различных модификаций меньше четырёх сотен. Реально ли это. Сразу стоит отметить, что как указывает bmpd, упомянутый в Вики контракт с ОАЭ на 90 БТР-3У был сорван. Но это слухи, поэтому лучше посмотрим Регистр обычных вооружений ООН в обычной печатной или в интерактивной версии. Там есть данные по экспорту Украиной вооружений с 1992 по 2012 год. За 2011 год данных нет, но и в чужих отчётах за 2011 Украина практически не фигурирует.

Общая картина по украинскому экспорту БТР-80, БТР-94 и БТР-3 сведена в таблицу:
(все числа с точностью в несколько машин подтверждаются The Military Balance 2013)
Год БТР-80 БТР-94 БТР-3
1999 - 25 - Иордания -
2000 - 26 - Иордания -
2001 22 - Югославия
24 - Чад
10 - Бурунди
1 - ОАЭ -
2003 11 - Ангола - 10 - Мьянма
2004 13 - Грузия - -
2005 10 - Грузия - 2 - Казахстан
2006 3 - Ирак - 3 - Азербайджан
10 - Нигерия
2007 3 - США - 37 - Нигерия
2008 - - 8 - Чад
2009 - - 4 - Чад
1 - США
2010 - - 14 - Таиланд
2 - Судан
2012 11 - Ирак - 83 - Таиланд
ИТОГО: 107 52 174

В сумме БТР-80 и подобные машины дают в Украинском экспорте красивое число в 333 машины. Цифра возможно не окончательная, так как иногда в украинских отчётах как попадаются несуществующие типы машин, так и не сходится число отправленных машин (в основном это касается гусеничных машин).

В качестве ремарки можно отметить, что в ходе АТО на востоке Украины сторонники киевских властей уже к концу июля стали отмечать нехватку БТР-80, а на кадрах с Донбасса всё чаще стали мелькать БТР-70, БТР-60, ган-траки и технички. В Вначале это касалось в основном добровольческих батальонов. После ряда поражений июля-августа южнее Донецка, аналогичная картина сложилась и в линейных частях ВСУ и НГ МВД. Например комментарий Юрия Бирюкова от 28 августа о передаче техники для 79-й амбр, сопровождаемый фотографиями до крайности ржавых БТР-80: «Всем мама-папам-ура-патриотам, задалбывающим всех идиотским вопросом: "Почему не дают бронетехнику батальонам добровольцев" - да потому что ее блять нету!!!». Сия картина становится вполне объяснимой, если принять версию, что экспортные машины БТР-3/94 делались из имеющихся БТР-80, и в результате в наличии Украины осталось лишь около 130 БТР-80. Эту догадку подтверждает и уважаемый evgenuss в своем посте «Из БТР-80 делаем БТР-3»

Поэтому вопрос «производится ли корпус БТР-3 на Украине» крайне принципиальный. Если производство есть, непонятно почему такое серьезное достижение прячется. Если же знаменитая фирма дошла до вранья, то её руководству пора задуматься об открытии музея предприятия и срочной передаче его в хорошие руки ради потомков.

Тут стоит сделать отступление, напомнив, что наука логика чётко доказывает, что подтвердить отсутствие чего-либо положительными доказательствами невозможно в принципе. Сторонники наличия на Украине оригинального производства корпусов БТР-3 могут с лёгкостью доказать свою правоту, выложив неоспоримые положительные доказательства процесса данного производства в виде фото и видео материалов. А вот доказать отсутствие такого производства намного сложнее. Для этого надо довольно много:
- выявить прямые и косвенные признаки использования в производстве старых машин;
- определить способность ХКБМ серийно воспроизвести подобную БТР-80 конструкцию;
- доказать идентичность или различность конструктива корпусов БТР-3 и БТР-80;
- доказать через сравнение с оригинальными работами ХКБМ (БТР-4, Дозор-Б) нелогичность «повторения» в БТР-3 определенных элементов и решений от БТР-80 (отсутствие преемственности в конструкции и технических решениях).

Поэтому я был очень заинтригован, когда на мой вопрос откликнулся известный в узких кругах andrei_bt-Тарасенко (Барон) из Харькова. Фигура знаменитая, обладающая осведомлённостью в вопросах дел в области военной бронетехники и постоянно выкладывающий интересные материалы по бронетехнике, особенно те, что получает скорее всего за счёт доступа в библиотеку ХКБМ им. Морозова. В целом товарищ вызывает уважение. А точнее, уважение вызывает освещаемая им деятельность знаменитого ХКБМ им. Морозова.

В своём отклике на вопрос andrei_bt просто сослался на свой же пост "По поводу отличий БТР-3Е1 и БТР-80А/82А", где в наличии только:
1) патент №35839 "Колісний бронетранспортер БТР-3е1 з бойовим модулем “Штурм”" от 10.10.2008, из которого взяты общие данные что есть в БТР-3;
2) компоновочная схема БТР-3Е1, показывающая что и где в нём расположено, для визуализации данных патента;
3) перечисление отличий БТР-3 от советского БТР-80 в области формы корпуса (наклонные люки и более высокие МТО и десантный отсек), ходовой (двигатель, АКПП Allison, шины со вставкой) и боевого модуля «Штурм»;
4) картинка-схема, совмещающая общие виды БТР-3Е1 и БТР-80;

Именно рисунок совмещения служит, по мнению Тарасенко, неопровержимым однозначным доказательством конструктивной отличности БТР-3Е1 от БТР-80. Однако назвать это чертежом язык не поворачивается.


Данное творение получено путём совмещения двух рисунков, происхождение которых довольно сомнительно. А значит ошибка или искажение могли закрасться на любом из этапов ее создания (построение схемы, оцифровка, искажения при редактировании и при совмещении). Поэтому это не чертёж, а максимум эскиз, если говорить грамотно. А значит, сравнение на глаз по нему геометрии корпусов и прочих элементов может сделать только человек с гуманитарным складом ума. Но даже этот рисунок показывает, что большинство линий подозрительно дублируются, геометрия корпусов машин сильно подобна, а серьёзные различия видны только в области десантного отделения и МТО.

Следующее доказательство наличия на Украине производства корпусов БТР-3, по мнению Тарасенко, является ссылка на фотографии из цехов Лозовского кузнечно-механического завода (Харьковской обл.), запечатлевших процесс механообработки балки ведущего моста и стоящие в цеху загрунтованные корпуса, зачем-то обрабатываемые рабочими с помощью УШМ. Как это доказывает, что «там новое корпусное производство» не ясно. Однако Тарасенко дошёл даже до того, что называет ЛКМЗ заводом корпусов, по аналогии с заводом в Выксе.

Готовый корпус БТР3 Изготовление балке моста Занятное странное действие - шлифовка сварных швов уже загрунтованного корпуса

Подобных фото из мастерских ремонтных заводов можно найти море. И результаты такой кустарщины иногда бывают очень серьёзные. Желающие могут погуглить фото модернизаций БТР-60 от Муромтепловоз, кубинских вариантов БТР-60 с установкой зенитных орудий или орудий от Т-55. Можно найти фото довольно интересной модернизации БТР-80 от венгерской фирмы CURRUS в медицинскую машину BTR-80 SKJ. Но никто из этих фирм не врёт нагло, что он освоил производство корпусов этих машин.

Отдельно следует обратить внимание на фото с рабочим ЛКМЗ, ровняющим с помощью УШМ шов на корпусе. Зачем рабочие шлифуют сварные швы на уже загрунтованном корпусе? Видимо, или грунтовка была сделана специально к приезду проверки (что хотели спрятать?), или это следствие низкой интенсивности работы и отсутствия простейшего нормоконтроля, ну или уровень производства ЛКМЗ на уровне кустарщины автожестянщика.

Резюмируя. Внятных фотографий или видео самого процесса производства корпусов БТР-3 нет. Есть только фотографии уже готовых загрунтованных коробок или полусобранных машин. Но это ничего не доказывает, т.к. подобное можно снять на любом бронеремонтном заводе или даже среднего уровня автосервисе. К слову, по тому же БТР-4 фотографии еще негрунтованных корпусов разной степени готовности существуют.

В свою очередь как производятся корпуса БТР-80 можно посмотреть на видео-презентации от того самого Завода корпусов, что в Выксе Нижегородской области (производство с 01:12, 02:58 и 05:54):


Однако подобных доказательств «эксперт» Тарасенко не показал, а дальнейшую дискуссию свёл к истеричным оскорблениям и дамским фразам в стиле: "если вы не видите доказательств моей правоты на обоях стены перед собой, то мне вас жаль". На прощание он еще и забанил меня у себя в уютном бложике. В общем, гражданин обиделся. Ну да ладно. Не зря он у меня лежит в RSS возле своих неадекватных сотоварищей-националистов stailker и bm_oplot и коллеги Gur_Khan-Хлопотова, проводящего все комменты к своим записям через премодерацию.

Однако вернёмся к БТР-3 и его корпусу.

Многие думают, что делать бронеавтомобили не так сложно. Купил броневой стали листами, наразрезал автогеном или лазером, сварил бронированную коробку, приделал колёса и поехал побеждать. Но это не так.

Любая машина в сложных условиях испытывает большие нагрузки на элементы конструкции. Если конструкция неудачна, то нагрузки сломают или поведут конструкцию даже из довольно твердой легированной стали, сделанной в идеальных условиях и прошедшей термический отпуск сварных швов. Поэтому разработка удачного несущего корпуса БТР требует серьёзной доводки и высокого уровня конструктора. Поэтому рассчитанные в 90-е бауманскими студентами корпуса КАМАЗ-43269 «Выстрел» (он же БПМ-97) на испытаниях в Казахстане быстро и радостно дали трещины, поставив жирный крест на экспортном будущем этих машин. Скорее всего поэтому дали трещины и корпуса БТР-4 из иракского контракта. Именно это, скорее всего, ожидает и широко обсуждаемые сейчас броневики "Казак", создаваемые на базе старых ГАЗ-66 и прочего хлама одной киевской бронировочной конторой. Надо быть очень одарённым, чтобы на скручиваемую раму ГАЗ-66 установить единый корпус-сейф. Если же на таком агрегате начать гарцевать по бездорожью, то велик риск оторвать раму от корпуса или поломать саму бронекоробку. А если отказываться от проходимости шишиги, то для сейфа с колёсиками можно сразу было взять основу и попроще.

Поэтому для изысканий лучше использовать уже готовую и проверенную конструкцию. Но Тарасенко упорно утверждает, что БТР-80 был лишь «основа для подражания». Если исходить из такой логики, то возникает естественны вывод, что был некий процесс по анализу имеющихся в наличии документации и машин, снятию с них данных, созданию всего комплекта документации, новых технологических карт и прочие сопутствующие трудности.

Разработка новой конструкции или модернизация всегда влекут внесение намеренных и случайных изменений, направленных обычно на какое-то упрощение или улучшение. Значит, наличие таких изменений может служить признаком наличия соответствующего производства, а и отсутствие - наоборот. И если документация и оригинальное оборудование не передавалось, то копия однозначно будет отличаться от оригинала. Поэтому у Steyr SK 105 башня значительно упрощениа по сравнению с оригинальной башни AMX-13, польско-чехословацкий OT-64 отличается от БТР-60 более удачным решением по ходовой, но корявым корпусом, а северокорейские копии БТР-80 имеют совсем другие пропорции при сходной конструкции и деталях:

Оригинальный БТР-80А КНДР Корейская копия БТР-80 Корейская вариация на тему БТР-80

Но КБ Морозова это не китайская NORINCO начала 80-х и не инженеры КНДР, работающие за увеличенную порцию риса. Поэтому изменения должны были появиться с самого начала и иметь логическое объяснение. Вот по ним или их отсутствию и пройдёмся в следующей части.

Продолжение здесь: Часть 2.

Содержание:
Часть 1. Есть ли доказательства производства корпусов БТР-3?
Приложение. Обзор эволюции машин АМЗ и ХКБМ.
Часть 2. Детальный разбор БТР-3 и возможностей ХКБМ.



Tags: Война на Украине
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments