mihalchuk_1974 (mihalchuk_1974) wrote,
mihalchuk_1974
mihalchuk_1974

Category:

Легкий танк БТ-5. Часть 1 - история создания, устройство, эксплуатация.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Легкий колесно-гусеничный танк БТ-5 был создан в результате работ по дальнейшему совершенствованию боевых качеств танка БТ-2. Несмотря на ряд положительных качеств, таких как высокая оперативная и тактическая подвижность и относительная простота производства, уже в ходе испытаний первых образцов БТ-2 выявился ряд конструктивных и производственных недостатков. Дело в том, что приобретенные у Дж. Кристи танки М.1940 были "сырыми" и являлись, по сути, опытными шасси, собранными группой высококвалифицированных американских рабочих с широким использованием высококачественных и дорогих материалов.

При постановке в производство БТ-2 оказалось, что он не очень технологичен, так как является копией М.1940, и требует высококвалифицированного труда рабочих, которых в 30-е годы в СССР остро не хватало. Плюс к тому, возникли проблемы с вооружением танка: мало того, что снаряд 37-мм орудия Б-3 обладал малым фугасным действием, так еще и выпуск пушки не обеспечивал количественно потребностей танковой промышленности.

Именно поэтому, практически параллельно с постановкой БТ-2 на производство, конструкторы, технологи, представители военной приемки ХПЗ работали над устранением недостатков машины. В результате этой работы и появился БТ-5, который был запущен в серию уже в 1933 году.

В основном все работы по совершенствованию танка БТ-5 велись в опытном цехе отдела Т-2 ХПЗ. Этот опытный цех Т-2О был создан в марте 1932 года. в виде опытно-исследовательской секции Т-2Ки при технической конторе Т-2К. В январе 1932 года под руководством начальника КБ Т-2К А.О.Фирсова молодыми конструкторами Кучеренко, Дорошенко и Морозовым были начаты работы по усовершенствованию танка БТ-2 - созданию танка БТ-5.

Первоначальный проект танка БТ с установкой 45-мм пушки был выполнен на ХПЗ уже летом 1932 г. Для установки новой расширенной башни планировалось удлинить корпус танка по отношению к БТ-2 на 225 мм. Руководство УММ РККА отвергло данный проект, так как изменение корпуса привело бы к перестройке производства и к "срыву большой танковой программы". Поэтому для серийного производства был утвержден проект, отличавшийся от БТ-2 в первую очередь башней с установленным более мощным вооружением. Кроме того в проекте двигатель "Либерти" был заменен на М-5, увеличен объем топливного и масляного баков, улучшена конструкция узлов и агрегатов трансмиссии, усилены элементы ходовой части.

Согласно требованиям УММ РККА все работы по созданию нового танка должны были быть окончены к первой половине сентября 1932 г. В этом же месяце ХПЗ должен был изготовить 10 опытных образцов танка БТ-5. Причем выпуск корпусов и башен БТ-5 в 1932 г. планировался на Мариупольском заводе им. Ильича, но планам этим не суждено было сбыться.

Опытный образец танка БТ-5 был собран только 21 октября 1932 года, да и то без оборудования башни, без установки вооружения и без укладки боеприпасов. В ноябре 1932 года на ХПЗ были заложены 5 корпусов и заказано 25 башен под установку 45-мм пушки на Мариупольском заводе (20 из них - из конструкционной стали, а еще 5 - из броневой стали). В это же время в КБ ХПЗ по заданию УММ РККА приступили к созданию командирского танка на базе БТ-5.

Переход на серийный выпуск БТ-5 руководство ХПЗ планировало осуществить с 1 января 1933 г., начиная с 601-й машины. Но по некоторым причинам (авария при пробеге первого опытного образца БТ-5, неготовность комплекта рабочих чертежей, невыполнение заводом сроков изготовления 10 машин опытной серии) серийное производство БТ-5 началось лишь в марте 1933 г. После сдачи военным последних 37 танков БТ-2, ХПЗ приступил к изготовлению новых танков - БТ-5. На 22 марта представителям военной приемки заводом было предъявлено к приемке 16 машин, еще 55 корпусов находились на конвейере в сборочном цеху, причем 50 собирались под особым контролем, так как этим танкам БТ-5 предстояло участвовать в Первомайском параде в Москве.

Первые 10 танков БТ-5 были изготовлены (с разрешения УММ РККА) с деталями из незакаленной "сырой" броневой стали. Причем только три условно бронированных танка были отправлены в войска - в 5-й механизированный корпус им. Калиновского. Остальные же были отправлены: 3 танка - в 5-й учебный полк, один в Орловскую бронетанковую школу, один на НИБТ полигон, один на химический полигон для установки огнемета, один в Реактивный Институт для установки газодинамической пушки. Кроме того, при освоении новой эллиптической башни, унифицированной с Т-26, Мариупольским заводом, в целях упрощения освоения производства, были изготовлены 30 башен из неброневой стали, большинство из которых, были заменены на бронированные в 1935 году уже в войсках.

Необходимо отметить, что несмотря на налаженную благодаря "железным" башням технологию, производство бронированных башен осуществлялось с большой выбраковкой. Это привело к тому, что число выпускаемых башен уступало числу выпущенных корпусов. Только в 1934 году благодаря подключению к выпуску башен для танков БТ-5 Ижорского завода эта проблема была решена.

За два года серийного производства ХПЗ было выпущено 1884 танка. Причем первоначально по заданию завод должен был в 1933 году изготовить лишь 700 машин, но 25 октября 1933 года танковая программа на текущий год по выпуску БТ была увеличена до 1000 машин. ХПЗ, несмотря на трудности связанные с переходом на выпуск БТ-5, успешно выполнил программу. В 1933 году было выпущено 1005 танков (224 - БТ-2 и 781 - БТ-5). Правда, из-за спешки, особенно в конце 1933 года, пострадало качество выпущенных танков. ВРИД начальника УММ РККА Г. Бокис писал Наркому К.Е. Ворошилову: "По танку БТ, несмотря на выполнение программы - качество сдаваемых машин нельзя признать всегда хорошим. Забраковано в пробеге машин: март - 5%, апрель - 5%, май - 8%, июнь - 6%, июль - 5%, август - 10%, сентябрь - 11%, октябрь - 9%, ноябрь - 33%, декабрь - 41%. Что указывает на снижение внимания к качеству, особенно при сборке".

В следующем году качество сборки улучшилось, что позволило заводу дать гарантию на бесперебойную работу танков БТ-5 в течении 9-ти месяцев эксплуатации, или 2000 км пробега. Правда частенько ХПЗ подводили предприятия смежники, поставлявшие отдельные комплектующие и материалы по кооперации. Низкое качество было у резинотехнических изделий (бандажи опорных катков, направляющих и ведущих колес и др.) завода "Красный Треугольник", нередко некондиционную сталь поставлял для траков Краматорский завод, броня, поставляемая Мариупольским заводом до августа 1934 г., часто имела трещины. Но все же на ХПЗ в 1934 г. было изготовлено 1103 танка БТ-5, причем 243 из них были командирскими и оснащались радиостанцией 71-ТК-1 с поручневой антенной, и имели марку БТ-5РТ.

В особую проблему вылилось оснащение БТ-5 двигателями. Все закупленные в США моторы "Либерти" были установлены на танках БТ-2, а для БТ-5 пришлось использовать отработавшие летный ресурс авиационные двигатели М-5, выпуск которых еще в 1930 году был прекращен на заводе "Большевик".

Капитальный ремонт двигателей М-5 был организован на пяти заводах №35, №43, №45, №47 и "Красный октябрь". Так как на заводах №35 и №45 отсутствовала военная приемка, приемка отремонтированных моторов производилась непосредственно на ХПЗ, с проверкой их работы на стенде в течении 2-х часов. Однако в связи с низким качеством отремонтированных двигателей М-5 и малого их количества УММ РККА дало задание ХПЗ разработать танк БТ-5 с двигателем М-17, находящемся в серийном производстве. Весь 1934 год в цехе Т2О велись опытные работы, результатом которых стало появление очередной модификации - танка БТ-7 с двигателем М-17.

ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ТАНКА БТ-5
Танк БТ-5 по своей компоновочной схеме полностью повторял своего предшественника - танк БТ-2, но конструктивно отличался от него установкой более мощного вооружения, карбюраторного двигателя М-5 отечественного производства, а также другой башней и некоторыми изменениями гусеничного движителя. В связи с новыми конструктивными изменениями боевая масса машины возросла до 11,6 тонны, а к концу серийного производства до 11,9 т.

Отделение управления не претерпело никаких изменений, за исключением размещения в нем двух огнетушителей. В боевом отделении ставшем больше, благодаря новой башне, вместе с командиром танка размещался третий член экипажа - заряжающий-пулеметчик. Командир танка, который также выполнял функции наводчика, размещался слева от орудия, заряжающий - справа. В моторном отделении, в отличие от БТ-2, были установлены 2 аккумуляторные батареи вместо одной.

Броневая защита. Корпус и башня.
По сравнению с БТ-2 бронирование танка БТ-5, за исключением крышки люка механика-водителя не изменилось. Корпус и башня изготовлялись из броневых катаных листов толщиной 6-, 10-, 13- и 15 мм. Лобовой щиток механика-водителя имел толщину 20 мм, а литая носовая отливка имела толщину лобовой части 40 мм, нижней - 30 мм. В крышке люка механика-водителя за смотровой щелью был установлен смотровой прибор - пуленепробиваемое стекло. В верхней части люка была приварена накладка для защиты щитка водителя от свинцовых брызг. Кроме того, люк механика-водителя был снабжен резиновыми уплотнениями, а верхний лобовой наклонный лист, теперь состоял из 3-х частей: нижней и двух боковых.

Наружные бортовые бронелисты корпуса танка состояли из двух частей и соединялись между собой снаружи с помощью броневой накладки на заклепках. Для лучшего уплотнения корпуса танка между внутренними бортовыми листами, угольниками и днищем, в местах их соединений были проложены полотняные прокладки на сурике. Для предохранения от попадания в трансмиссионное отделение посторонних предметов и грязи над жалюзи была установлена защитная проволочная сетка. Были введены новые грязевые щитки сзади и спереди, штампованные из 3-мм конструкционной стали.

Крыша над боевым отделением состояла из 4-х фасонных листов, передний лист являлся крышей отделения управления. Боковые листы приваривались к наклонному носовому листу и угольникам бортовых листов, задний крепился болтами к верхнему угольнику перегородки. Все 4 листа своей внутренней кромкой образовывали круглый вырез, к ним крепился болтами нижний погон башни.

Новая бронированная башня увеличенных размеров устанавливалась на шариковом погоне и имела клепанный (цилиндрическая) или сварной (эллиптическая) корпус состоящий из двух листов. В переднем листе было сделано прямоугольное отверстие для спаренной установки пушки и пулемета, по бокам располагались две смотровые щели со стеклоблоками и два отверстия для стрельбы из револьвера, закрываемые броневыми заглушками. На 230 машинах первого выпуска в заднем листе башни было вырезано прямоугольное отверстие , закрывавшееся снаружи снарядным ящиком трапециевидной формы, который одновременно играл роль противовеса спаренной установки вооружения и крепился к башне на заклепках. На остальных машинах ящик был заменен овальной кормовой нишей.

Крыша башни состояла из двух листов, один из которых накрывал ее цилиндрическую часть, а другой располагался над кормовой нишей. В крыше башни имелось два люка для посадки и выхода экипажа (в цилиндрической башне со снарядным ящиком имелся только 1 люк). Полная масса башни с вооружением и боеприпасами составляла 1100 кг, масса спаренной установки 220-250 кг.

Вооружение
Основным оружием танка БТ-5 была 45-мм пушка 20К обр. 1932 года. Качающаяся часть пушки была создана на базе качающейся части 45-мм противотанковой пушки 19К обр. 1932 г. Она имела люльку корытообразной формы и клиновой вертикальный затвор с полуавтоматикой инерционно-механического типа, который обеспечивал боевую скорострельность до 15 выстр/мин. Однако сложность этой автоматики привела к последующей ее замене полуавтоматикой копирного типа. В качестве противооткатных устройств использовались гидравлический тормоз и пружинный накатник. 45-мм орудие 20К имело подъемный механизм секторного типа, на маховике которого располагалась кнопка спуска. Длина ствола пушки составляла 46 калибров, дальность стрельбы прямой наводкой - 3600 м, максимальная - 4800 м.

Вспомогательным оружием танка БТ-5 был спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ДТ, который имел свой автономный прицел, обеспечивавший возможность стрельбы независимо от орудия.

Наведение при стрельбе прямой наводкой из пушки и спаренного с ней пулемета осуществлялось с помощью танковых оптических прицелов ТСМФ и ПТ-1. Танковый телескопический прицел ТСМФ обр. 1930 г. располагался в маске пушки, с левой стороны. Он обеспечивал увеличение в 2,5 раза и имел поле зрения 15 град. Перископический прицел ПТ-1 обр. 1932 г. устанавливался в броневом стакане с левой стороны на крыше башни. Он обеспечивал стрельбу из пушки и пулемета прямой наводкой и круговое наблюдение из танка. Наведение спаренной установки в вертикальной плоскости осуществлялось в пределах от -5° до +21°. В спаренном положении огонь из орудия и пулемета вел наводчик с помощью ножных спусков пушки и пулемета, расположенных под его правой ногой на подножке. При независимой стрельбе пулемет имел сектор обстрела в вертикальной плоскости +5° и в горизонтальной - +4,5°. В этом случае огонь из него вел заряжающий.

Боекомплект танков с цилиндрической башней состоял из 86 артвыстрелов, в линейных танках с эллиптическими башнями он возрос до 115 выстрелов и 2709 патронов. В танках с радиостанцией 71-ТК-1, боекомплект составлял 75 выстрелов. Увеличение боекомплекта в БТ-5 по сравнению с БТ-2 было достигнуто за счет размещения дополнительной укладки снарядов на полу боевого отделения и в нише башни. На полу боевого отделения укладывалось 29 снарядов, на правой и левой стенках корпуса в боевом отделении в специальных обоймах размещалось 32 снаряда (вертикально по 16 на каждой стенке). На стенках башни по одну и другую сторону от ниши вертикально размещалось по 7 выстрелов. Укладка выстрелов в нише башни была разделена на 2 части, которые представляли из себя коробки из листовой стали со специальными отсеками, прикрепленные к нижнему и верхнему листам ниши. В каждой коробке размещалось по 20 снарядов. Укладка пулеметных дисков осуществлялась на правой и левой стенках корпуса под снарядной укладкой (по 19 дисков на каждой стороне), и еще 5 дисков на стенке башни.

Силовая установка
В моторном отделении танка вдоль осевой линии машины устанавливался четырехтактный, двенадцатицилиндровый, V-образный карбюраторный двигатель М-5 жидкостного охлаждения мощностью 400 л.с. при 1650 об/мин. С двумя сдвоенными карбюраторами пульверизаторного типа "Зенит-52". В качестве топлива использовался авиационный бензин. Угол развала цилиндров - 45°. Система зажигания батарейная - "Делько". Пуск двигателя производился с помощью двух электростартеров "Мач" (1,3 л.с.) или одним стартером "Сцинтилла" (2 л.с.), или "СМС" мощностью 3,5 л.с., или вручную с помощью заводной рукояти. Масса двигателя составляла 410 кг. Системы, обеспечивающие работу двигателя остались такими же, как и на танке БТ-2. Емкость топливных баков составляла 360 л. На машинах выпуска 1934-1935 годов запас топлива был увеличен до 530 литров за счет установки в кормовой части двух дополнительных баков, побортно. Для облегчения пуска двигателя в холодное время года, между картером двигателя и радиаторами системы охлаждения устанавливались два химических обогревателя. Кроме того в танке были установлены: новый вентилятор системы охлаждения и регулируемые с места механика-водителя жалюзи.

Трансмиссия
На танках БТ-5 первых выпусков устанавливалась трансмиссия, аналогичная танку БТ-2. Впоследствии на танках БТ-5 стали устанавливаться более совершенные агрегаты трансмиссии: многодисковый главный фрикцион новой конструкции сухого трения (сталь по феродо), четырехступенчатая КПП улучшенной конструкции и два многодисковых бортовых фрикциона новой конструкции с ленточными тормозами. Остальные агрегаты трансмиссии остались без изменений.

Ходовая часть
Особенностью танка БТ-5, как и танка БТ-2, являлась установка на них комбинированного колесно-гусеничного движителя. Его конструкция осталась без существенных изменений, за исключением установки усиленных ведущих колес гусеничного хода и новых опорных катков. Ведущие колеса гусеничного хода - стальные, штампованные с наружной резиновой амортизацией, двухдисковые, гребневого зацепления. Диаметр ведущего колеса - 640 мм. Опорные катки - двухдисковые с наружной амортизацией в виде резиновых бандажей. В отличие от БТ-2 диски опорных катков были не литые, а штампованные. Диаметр опорного катка - 815 мм.

Электрооборудование и средства связи
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме, напряжение в бортовой сети - 12 V. Основной источник электроэнергии - генератор "Сцинтилла" (или "Делько") мощностью 190 Вт, или генератор ГП мощностью 180 Вт. При неработающем двигателе источником электроэнергии были две аккумуляторные батареи 6СТА УШБ емкостью 128 А/ч. каждая.

263 танка БТ-5 (БТ-5РТ) были оснащены радиостанциями 71-ТК-1 "Шакал" и имели поручневую антенну, расположенную по периметру башни. Это была специальная танковая приемо-передающая, телефонно-телеграфная, симплексная радиостанция с амплитудной модуляцией и с диапазоном частот от 4 до 5,625 МГц, которая обеспечивала дальность телефонной связи на ходу до 15 км и на стоянках до 30 км. В телеграфном режиме дальность связи на стоянках была до 50км. Масса комплекта радиостанции - 60 кг, общий объем 60 куб. дм.

Для связи членов экипажа между собой использовалась система внутританковой телефонной связи с оптическим вызовом - ТПУ-3.

ОПЫТНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОБРАЗЦЫ НА БАЗЕ ТАНКА БТ-5
В середине 30-х годов на базе танка БТ-5 были разработаны различные экспериментальные образцы, такие как: танки повышенной проходимости и живучести на поле боя - БТ-ИС, химический танк - ХБТ-5, танки-мостоукладчики и танки с ракетным вооружением. Кроме того, в этот период на танке БТ-5 испытывались отдельные опытные узлы и агрегаты, такие как: шестицилиндровый дизельный двигатель - прототип двигателя В-3 мощностью 300 л.с., оборудование для подводного вождения и плава, а также различные приспособления, повышающие проходимость танка по грунтам с низкой несущей способностью.

Ракетные танки были разработаны по заданию начальника УММ РККА И.А. Халепского для решения проблемы борьбы с тяжелыми танками противника и преодолению сильно укрепленных полос обороны, узлов сопротивления и ДОТов. Был разработан вариант установки "танковых торпед" (ракет) на танк БТ-5, две торпеды по 250 кг., установленных по бортам башни на фермовых направляющих, с дальностью стрельбы 300-1800 м, с сохранением основного вооружения (45мм орудия), танк получил индекс РБТ-5 (1933 г.) Второй вариант (1935 г.) предусматривал установку на левой стороне башни двух направляющих под 132-мм реактивные снаряды. Третий вариант (1936 г.) предполагал использование ракетного вооружения в качестве основного. Ни один из "ракетных танков" дальше опытных образцов не пошел.

В 1934 году Всесоюзным электротехническим институтом был разработан проект вооружения БТ-5 центробежным пулеметом, со скорострельностью 4500-6000 выстр/мин, из-за сложности проекта данные работы после полугодовых мытарств были признаны нецелесообразными. С 1933 года проводились работы по оснащению танка БТ-5 мотором М-17 (лицензионный двигатель BMW), с переменным успехом они велись до принятия на вооружение БТ-7.

Параллельно с попытками установки в БТ-5 двигателя М-17, велись работы по установке в БТ-5 дизельного двигателя. В качестве эксперимента ставились двигатели БД-2 (1934 г.), В-2 (1936 г.). В серию дизельные БТ-5 не пошли. Кроме того, проводились работы по модернизации БТ-5 по образцу БТ-7 на ремонтном заводе №48.

Наиболее известный проект модернизации БТ-5 был предложен военным изобретателем-самоучкой Н.Ф, Цыгановым. Танк созданный по проекту Цыганова получил название БТ-5ИС. Основными отличиями от серийного танка у БТ-5ИС были: три пары ведущих опорных катков на колесном ходу, введение в конструкцию синхронизатора (что позволяло двигаться танку на гусеницах при включенном колесном ходе), возросший объем топливных баков (650 л). Всего было построено 10 машин, во второй половине 1936 г., на заводе №48. Шел разговор даже о принятии БТ-5ИС на вооружение, но дело застопорилось, частично из-за нежелания руководства ХПЗ ставить на производство машину с "чужой" модернизацией, частично из-за общей неразберихи с производством БТ-5. В 1938 году проводились испытания танка БТ-5ИС с наклонным расположением броневых листов, рациональные углы наклона брони привели к заметному росту пулестойкости корпуса. Масса танка возросла до 13,9 тонн. Надо сказать, что решение талантливого изобретателя Цыганова о рациональном наклоне броневых листов на БТ-5ИС, легло в основу не только следующего созданного на базе БТ-7 опытного танка (БТ-СВ), но и ТТТ на разработку по заданию УММ РККА нового легкого танка БТ-20, явившегося прообразом Т-34.

В 1933 году в СКБ завода "Компрессор" был разработан специальный химический танк ХБТ-5. Изготовлен ХБТ-5 был в 1936 году и предназначался для заражения местности ОВ, постановки дымовых завес и дегазации местности. На начало ВОВ в войсках находилось 13 ХБТ-5. Кроме того, было выпущено 3 огнеметных танка БТ-5 различных модификаций (ни один дальше опытного образца не продвинулся)

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТАНКА БТ-5
Первые серийно выпущенные легкие колесно-гусеничные танки БТ-5 в целях их изучения были отправлены в военные учебные заведения (ВАММ РККА, бронетанковые школы и курсы) и учебные батальоны механизированных бригад. К началу ВОВ во всех учебных заведениях имелось 324 танка БТ-5. Конечно, основная часть танков была отправлена в создаваемые в 30-егг. механизированные соединения и части.

Первым механизированным корпусом, на вооружение которого поступили танки БТ-5, был 5-й МК. К июню 1934 года в составе этого корпуса имелось 79 танков БТ-5 и 31 танк БТ-2. В начале 1933 года на базе 45-й Волынской стрелковой дивизии был сформирован 45-й МК, в котором к осени того же года насчитывалось 59 БТ-5. Порядка 70 машин было отправлено на формирование 7-го и 11-го МК.

Наряду с созданием механизированных корпусов в середине 1930-х годов были сформированы 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 15, 16, 17, 18, 21, 22,и 23-я ОМБр (отдельные механизированные бригады), которые предназначались для использования в качестве армейской танковой ударной группы. Ударное ядро ОМБр составляли три танковых батальона, вооруженные танками Т-26, и батальон танков-истребителей вооруженный танками БТ-2 или БТ-5. Все батальоны имели однотипную организацию: три танковых роты и батарею САУ. Всего же по штату ОМБр в своем составе должна была иметь 178 танков Т-26 и 32 танка БТ.

Танками БТ-5 также оснащались механизированные полки кавалерийских дивизий. Эти полки, в каждом из которых насчитывалось 60 танков БТ-2 или БТ-5, являлись основной ударной силой кавалерийских дивизий.

К концу 1938 года танки БТ-5 состояли на вооружении четырех танковых корпусов (10-, 15-, 20- и 25-го), двадцати четырех отдельных легкотанковых бригад и четырех отдельных тяжелых танковых бригад. Значительная часть танков БТ входила в состав 30-ти танковых полков кавалерийских дивизий.

Эксплуатация танков БТ-5 в войсках, особенно в первые месяцы после получения новых машин с завода, показала их более высокие, по сравнению с танком БТ-2, боевые свойства и самое главное - более высокую надежность. Так, во время проведения скоростного, безостановочного пробега танков БТ-5 по маршруту Харьков - Москва в период с 27 по 29 октября 1933 года все 5 боевых машин свои ходом на колесах дошли до столицы. За 57 часов было пройдено 795 км, что являлось своеобразным рекордом и триумфом молодого отечественного танкостроения. Время чистого движения составило 22 часа 53 мин. На отдельных участках дорог колонна танков развивала скорость до 90 км/ч. Средняя скорость движения без учета остановок составила 35 км/ч, а общая средняя скорость пробега - 13,9 км/ч. Из 11 остановок произведенных в пути, лишь 2 были вызваны поломками танков. В отчете от 31 октября, составленном по результатам пробега были отмечены следующие недостатки: "Повышенный износ резины (опорных катков), лопнул один диск ведущего колеса, скручена одна гитара, поломан кронштейн ленивца, поломано 8 рессор".


Источники:
"Наставления автобронетанковых войск РККА. Танк БТ-5", М. Отдел издательства НКО СССР - М.1935 г.
М. Павлов, И. Желтов, И. Павлов "Танки БТ", М. Экспринт 2001 г.
М. Барятинский "Советские танки в бою", М. Яуза 2006 г.
Tags: Легкие танки РККА
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments