mihalchuk_1974 (mihalchuk_1974) wrote,
mihalchuk_1974
mihalchuk_1974

Category:

Сумрачный тевтонский гений инженера Гроте. Часть 2.

Про чуднЫе проекты бронетехники этого, несомненно талантливого, инженера-кораблестроителя я уже писал вот тут http://mihalchuk-1974.livejournal.com/4584.html , но оказалось, что Э. Гроте отметился еще одним "монстриком", который пытался пропихнуть в начале 30-х, военному руководству СССР.



Выданное в начале 1930 года техническое задание на разработку тяжелого танка привело к созданию проектов целого ряда многобашенных машин, уникальных как по размерам, так и по огневой мощи. Одной из таких разработок был проект сверхтяжелого “танка прорыва”, представленный группой инженеров танкостроительного КБ ленинградского завода “Большевик”, руководил которыми немецкий инженер Э.Гроте. Первое его изделие – “маневренный” танк ТГ (1931 г.), хотя и понравился высшему командному составу РККА, обладал внушительным количеством недостатков и, что было более важным, огромной стоимостью в производстве, сравнимой с выпуском целой роты легких танков.
Однако отступать Гроте не собирался. Советский Союз в начале 30-х гг. прошлого века был едва ли не единственной страной, которая могла финансировать проектирование и постройку подобных машин. В марте 1932 года немецкий инженер составил проект многобашенного танка массой 75 тонн, названного ТГ-VI. Эта разработка поддержки не получила и тогда, на её основе, Гроте разработал проект новой машины, которая в дальнейшем получила индекс Т-42. Масса танка, на этот раз, была доведена до 100 тонн. По компоновке Т-42 был аналогичен Т-35-1, прототип которого строился на харьковском заводе и был недалек от завершения.
В передней части корпуса размещался отсек управления, где место механика-водителя расположили по оси танка, сильно выдвинув вперед и оборудовав бронированной надстройкой. За ним располагалось боевое отделение. Вооружение находилось в пяти башнях: спереди были установлены две малые башни с 45-мм пушками и спаренными 7,62-мм пулеметами, сзади – две башни оснащенные пулеметами (калибра 7,62 или 12,7-мм), способными вести огонь по воздушным целям. Между малыми башнями, по оси танка на специальной надстройке, устанавливалась главная башня со 107-мм орудием, на крыше которой имелась небольшая командирская башенка.
В кормовой части корпуса размещалось моторно-трансмиссионное отделение. Чтобы сдвинуть 100-тонную машину с места, и заодно обеспечить её установленную техзаданием скорость, на Т-42 планировали установить двигатель мощностью 2000 л.с. Поскольку в 1932 году такого мощного двигателя просто не существовало, стоит предположить, что он мог быть разработан “с нуля”, либо могла использоваться спаренная установка двух двигателей мощностью 900-1000 л.с.
Ходовая часть Т-42 была столь же внушительна, как и вооружение. Применительно на один борт она состояла из 17 сдвоенных опорных катков малого диаметра, переднего направляющего колеса и ведущего колеса заднего расположения. При этом, 16-й и 17-й опорные катки имели индивидуальную подвеску, три средних катка соединили в общую тележку, а остальные сблокировали в 6 тележек по два катка.
Для облегчения управления танком Гроте решил использовать электротрансмиссию и сервоприводы управления – учитывая эти факторы, а также вес артиллерийских систем установленных на Т-42, можно сделать вывод, что боевая масса танка превысила бы проектные 100 тонн.


Проект сверхтяжелого танка Т-42 был рассмотрен летом 1932 года и произвел не самое лучшее впечатление. По сравнению с явным фаворитом конкурса тяжелым Т-35 танк конструкции Гроте казался чересчур громоздким. Соотношение его длины (около 15 метров) к ширине сразу наводило на мысль, что подвижность машины будет далека от требуемого уровня, да и скоростные качества явно будут не на высоте. Кроме того, предстояло как-то решать проблему доставки танков такой массы к линии фронта и их боевой эксплуатации. В этом случае даже мощное вооружение не играло решающей роли.
Рассудив, что Т-42 не полностью соответствует предъявленному техническому заданию руководство УММ РККА отказалось от развития данного проекта, сосредоточив усилия на Т-35.


В общем и целом, Э. Гроте, несомненно внес свой вклад в историю танкостроения ибо подобных "Ratte" и ТГ-5 машин никто в здравом уме даже в то время не проектировал))))

Источники:
М.Н.Свирин "Броня крепка: История советского танка 1919–1937"
М.Коломиец, И.Мощанский "Многобашенные танки РККА Т-35А, СМК, Т-100", серия "Фронтовая Иллюстрация", Москва, 2000 г.
Tags: Мега танки, йумар, танки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments