mihalchuk_1974 (mihalchuk_1974) wrote,
mihalchuk_1974
mihalchuk_1974

Category:

Бронетанковые вивисекторы. Франция часть 3. Нереализованные французские монстрики.

В 1937-39 гг во Франции велись работы по проектам танков должных заменить находящиеся на вооружении в то время боевые машины. Однако практически все эти проекты были закрыты после поражения Франции в 1940 году. Итак странноватые, можно сказать даже страшноватые, истинно французские "бумажные" танки.

Средний танк CHAR MOYEN AMX



По французской терминологии "пехотный" танк. Работа над проектом началась в 1939 году.
Вполне типичный для того времени проект среднего французского танка. Инженеры фирмы АМХ использовали при его проектировании наработки полученные при постройке серийного танка R-40, который являлся модификацией Renault R-35 и отличался от него ходовой частью. В этом проекте также предусматривалось хорошее бронирование и схожее с R-40 многокатковое шасси. Длина танка составляла 5,96 м, высота - 2,56 м. Экипаж танка состоял из 4 человек: командир и заряжающий располагались в башне, водитель и радист – в передней части корпуса. Вооружение танка, тем не менее, по-прежнему состояло из одной 47-мм пушки SA37 или SA39 и 8-мм пулемета. Проект не был реализован из-за загруженности французских предприятий военными заказами и последовавшей затем оккупацией Франции.

Средний танк CHAR AMX TRACTEUR B



Один из малоизвестных проектов фирмы AMX – средний танк под “секретным” обозначением “Tracteur B”, датированный предположительно сентябрем 1939 г. Сведений о заказчике и тактико-технических требованиях к этой машине не сохранилось. Вероятнее всего, разработка “Tracteur B” была начата по инициативе самой фирмы, поскольку программа Char G1 к этому времени потерпела провал, а достойной замены Char B1bis в ближайшее время не предвиделось. В результате, был разработан интересный проект, совместивший в себе габаритные размеры от Char D2 с огневой мощью, бронированием и компоновкой от Char B1bis.
Ходовая часть танка была достаточно высокой и практически полностью охватывала корпус. Применительно на один борт она состояла 16 опорных катков (2 из них были “натяжными” и не касались поверхности), 4 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Судя по всему, в системе подвески использовалась амортизация на пружинных рессорах. Борта прикрывались бронеэкранами поделенными на несколько секций, которые защищали открытые элементы подвески. Верхняя часть гусеничной ветви прикрывалась надгусеничными полками.
Корпус по своей компоновке, как указывалось выше, больше соответствовал танку B1bis. В носовой части, со смещением к правому борту, устанавливалась 75-мм пушка SA Mle 35 обслуживаемая артиллеристом. За ним располагалось место радиста и радиооборудование. Впереди слева находилось место механика-водителя, коробка передач и органы управления. Командир танка совмещал в себе функции стрелка и располагался в одноместной башне. В ней устанавливалась спаренная установка из 47-мм пушки SA Mle 35 (возможно Mle 38 или Mle 39) и одного 7,5-мм пулемета МАС 31. По бортам башни имелось два смотровых прибора, а на крыше монтировалась небольшая наблюдательная башенка.
Кормовая часть корпуса была отдана под моторно-трансмиссионное отделение. Что касается двигателя, то о его типе и технических характеристиках информации не сохранилось. Трансмиссия, учитывая массу танка в 35 тонн, могла быть гидравлической, либо электрической.
Интересно, что в отличии от B1bis башня устанавливалась не по центральной оси танка, а также со смещением вправо. Ещё одним примечательным фактом была ширина корпуса, составлявшая порядка 3 метров. Это позволило улучшить подвижность танка, поскольку соотношение длины к ширине стало более оптимальным. Лобовое бронирование корпуса оценивалось в 80 мм, бортовое – 70 мм.
Несмотря на неплохие проектные данные танк AMX “Tracteur B” так и не вышел из стадии эскизов. Возможно, в качестве временного решения для замены Char B1bis он мог вполне подойти, но Управление пехоты отказалось от дальнейшего развития этого проекта, а кавалерия им не заинтересовалась.

Тяжелый танк CHAR AMX TRACTEUR C



Долгий период “застоя”, поразивший в 1920-1930 гг. французскую танковую промышленность, удалось прервать только перед самой войной. Это, впрочем, совершенно не означало, что теории использования танков Генеральным штабом французской армии ушли также далеко, как конструкторская мысль (был там правда один "бунтарь" по фамилии Де Голль, но его всерьез никто не воспринимал). Обладая таким титаническим сооружением, как “линия Мажино” командование сухопутными силами вплоть до мая 1940 года пребывало в абсолютной уверенности, что прорвать её будет невозможно. Того же они ожидали и от злейшего врага в лице Германии, у которой имелась “линия Зигфрида”. Именно для прорыва хорошо укреплённых оборонительных полос предназначались тяжелые танки с крупнокалиберными орудиями, которые в немецкой и британской терминологии назвались штурмовыми, а у французов – “танками-крепостями” (Char de forteresse).
Сильное впечатление, которые оставили после себя британские “ромбы” и ужасы окопной войны, сильно испортили разум французского верховного командования. В то время, как противники старались отказаться от использования многобашенных танков вроде Т-35 или Nb.Fz.VI, во Франции всё развивалось диаметрально противоположно. Конечно, можно возразить, что в СССР в то же время активно использовались трехбашенные Т-28, а на смену Т-35 готовились принять двухбашенные СМК и Т-100, но давайте не будем забывать, что уже в январе 1940 года АБТУ окончательно остановило свой выбор на танках с одной башней.
В ноябре 1939 года французский Генштаб сформулировал технические требования к очередному “танку-крепости” способному преодолевать хорошо укреплённые линии обороны. Для этого, по мнению генералов старой закалки, требовалось оснастить танк двумя типами пушек для борьбы с различными видами целей. В этом плане просматривается аналогия с советскими “двухбашенниками”, однако остальные требования явно превышали разумные рамки и привели к появлению проектов таких “монстров”, как FCM F1 (подробнее про это чудо-юдо тут http://mihalchuk-1974.livejournal.com/12456.html ) и AMX Tractuer C.
Подобный заказ для фирмы АМХ не стал неожиданностью, хотя выполнение всех условий спецификаций даже на уровне проекта было трудновыполнимым заданием. Тем не менее, такой проект был создан и в скором времени представлен на суд армейского командования. Название “Tractuer C” танк получил в целях секретности.
Конструкция этой машины не отличалась особой новизной. Корпус “Tractuer C” образца 1939 года по компоновке сильно напоминал “древний” Char 2С, изготовленный фирмой FCM намного ранее. В носовой части располагалось отделение управления, где размещались механик-водитель (слева) и радист (справа). В переднем боевом отделении находились места командира машины и заряжающего. За ними устанавливался двигатель и трансмиссия, а в кормовой части расположили малую орудийную башню и место заднего водителя. Наличие последнего являлось скорее пережитком 1-й мировой, чем преимуществом, так как обеспечить равноценное маневрирование передним и задним ходом в те годы не удавалось никому.
Вооружение “танка-крепости” состояло из 105-мм орудия (вероятно Canone 105L mle1913) в главной башне с максимальным диаметром 2,35 м и 47-мм орудия SA35 в малой башне полусферической формы, которая находилась на корме с небольшим смещением вправо от центральной оси корпуса. Из-за большой массы вращение главной башни предполагалось осуществлять при помощи электромотора. Дополнительное вооружение состояло из четырех 7,5-мм пулеметов МАС31, размещенных по бортам в передней и задней частях корпуса.
Бронирование танка было весьма внушительным. Корпус должен был иметь сварную конструкцию и собирался из бронелистов толщиной до 100-мм (лоб и борта). Вероятное бронирование главной башни находилось в этих же пределах, задней башни – порядка 60 мм.
Ходовая часть явно тяготела к танкам минувшей войны. Применительно на один борт она состояла из 24 опорных катков малого диаметра, 13 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса.
Размеры “Tractuer C” были соответствующие (длина по гусеницам – 9,375 м, ширина – 3 м, высота – 3,26 м), хотя и не сильно отличались от того же Т-35. Вес танка оценивался в 140 тонн.
Чтобы нести столько огромный вес “Tractuer C” предполагалось оснастить электрической трансмиссией и двумя двигателями, правда, их тип и мощность так и остались неизвестными. Зато объём топливных баков оговаривался сразу – 1200 литров (!).
Представленные в декабре 1939 года на конкурсной основе проекты FCM F1 и AMX Tractuer C вызвали большой интерес у армейского командования, но победителем был признан только первый из них. Возможно, военная комиссия посчитала его компоновку и размещение вооружения более рациональным, но главным козырем фирмы FCM стал полноразмерный деревянный макет танка.
Проиграв первый тур борьбы за право производства штурмового танка АМХ совершенно не собиралась сдаваться. Уже в январе 1940 года был представлен значительно переработанный проект, который сейчас принято называть AMX “Tractuer C” 1940.
Корпус претерпел значительные изменения – как и ранее, его конструкция была сварной и собиралась из броневых листов толщиной до 100 мм, но компоновка была абсолютно новой. Отказавшись от кормовой башни, как от пережитка прошлого, французские инженеры перенесли её в носовую часть, что предопределило некоторое сходство с проектом FCM F1, а также с советскими танками СМК и Т-100. Двигатель и топливные баки были перенесены в кормовую часть корпуса. В средней находилось боевое отделение, на крыше которого устанавливалась главная башня типа ARL8 с 90-мм орудием. В малой башне, которая находилась впереди, чуть правее места водителя, сохранялась 47-мм пушка SA35. Четыре 7,5-мм пулемёта МАС1931 по бортам корпуса сохранялись.


Из-за проведенных доработок несколько увеличилась длина танка, что повлекло за собой доработки в ходовой части. Теперь на каждый борт приходилось 26 опорных катков. Габаритные размеры “Tractuer C” проекта 1940 года были следующими: длина – 10 м, ширина – 3,03 м, высота – 3,70 м.
До реализации Char de Forteresse фирмы АМХ дело не дошло, хотя определённые предпосылки всё же были. Армейская комиссия, видимо в целях подстраховки, разрешила FCM, ARL и АМХ построить по одному опытному образцу для проведения сравнительных испытаний - танки надлежало сдать к лету 1940 года. Параллельно, в январе 1940 года, фирма Schneider получила заказ на четыре башни для прототипов сверхтяжелых танков. При этом было заявлено, что башни будут строиться только под установку 105-мм орудий. Однако очень скоро стало ясно, что АМХ не способна предоставить прототип "Tracteur C" в столь сжатые сроки, и её проект так и остался на бумаге.

Ну а этот жутик носил название(пишу все капсом ибо внушае ужос) ШТУРМОВОЙ ТАНК ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ Char “Bobine”


Год 1939-й выдался удивительно богатым на уникальные проекты бронетехники. В то время, как ведущие фирмы бились над созданием новых машин, Анри Блох (Henri Bloch) предложил интересную идею использования устаревших танков типа Renault FT-17 и NC-1\NC-2.


Разработанная им система “Bobbin” предполагала, в первую очередь, полное изменение в конструкции ходовой части. Блох предложил использовать вместо обычных гусеничных цепей широкую резинометаллическую ленту, которая полностью охватывала бы танк по высоте и ширине. Для этого на танк предстояло установить дополнительные натяжные ролики на четырех длинных кронштейнах с каждого борта, два из которых крепились к ходовой части и два к корпусу. При этом Блох рассчитал конструкцию таким образом, чтобы вооружение имело как можно меньшие “мертвые” зоны. Столь громоздкая конструкция понадобилась для единственной цели – повысить способность танка преодолевать противотанковые заграждения.
Соответственно, предстояло внести доработки в конструкцию корпуса, который стал заметно выше, особенно в районе моторно-трансмиссионного отсека. Поскольку вооружение старых танков не удовлетворяло современным требованиям Блох предложил установить на танк новую восьмигранную башню с двумя 37-мм пушками.
Реализовать проект Char “Bobine” не удалось – уж слишком проблематичным казалось использование такого танка. Короче из говна конфеты не получилось ;-)



Tags: История, Мега танки, танки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments