mihalchuk_1974 (mihalchuk_1974) wrote,
mihalchuk_1974
mihalchuk_1974

Categories:

Бойня в Мо. Рыцари против горожан. 9 июня 1358 года.

Наверное все мы (по крайней мере многие) любим почитать про "попаданцев", например в средние века. Как правило наши современники там становятся блаародными дворянами и весело машут мечами, саблями, алебардами и т.д., всех побивая и сотнями уничтожая злыдней-врагов, вне зависимости от их вероисповедания, сословной принадлежности и сексуальной ориентации. Однако на примере "бойни в Мо", можно увидеть, как происходило столкновение плохо обученного ополчения простолюдинов и профессиональных воинов-рыцарей. Надеюсь, после прочтения данного материала, вы будете несколько более критично относится к ногебаторам-попаданцам.

Миниатюра из книги Фруассара, иллюстрирующая массовое убийство жаков в Мо


Бойня в Мо, 9 июня 1358 года.
Надо сразу сказать, что описанные события происходили во время великой крестьянской войны, известной нам под именем собственным "Жакерия".
В мае 1358 года дофин Карл вместе с женой герцогиней Нормандской, дочерью, сестрой Изабеллой Французской – в сопровождении трехсот дам и девиц и знатью вместе с герцогом Орлеанским, опасаясь восставших парижан, удалились из Парижа в укрепление города Мо, известного под именем Рынка в Мо, на реке Марне, в Бри. Это укрепление возвышалось на острове между искусственно прорытым каналом и Марной и соединялось с городом Мо каменным мостом, перекинутым через реку. При солидных стенах и башнях оно, однако, имело слишком мало защитников, чтобы успешно выдержать нападение.
Для охраны замка дофин вызвал "…из Провена графа Жуаньи и с ним около 60 человек вооруженных людей, так как ему сообщили, что люди из Парижа намеревались захватить Рынок Мо и укрепить его за собой". Спустя некоторое время регент Франции, организовав строительство новых укреплений, отбыл сначала в "…Компьень чтобы собрать свое рыцарство" а затем "…в город Санс…, где он объявил большой сбор вооруженных людей" . Перед уходом он взял клятву с Жана Суля, тогдашнего мэра Мо, и других что они не нанесут ущерба ни ему, ни его чести.
Дальше источники весьма запутанно сообщают о том, кто же остался охранять укрепление Мо, и сколько их было человек. Судя по всему, в Рынке остались "… рыцари Бэг де Вилен и Луи де Шамбли, которые сложили в отменно укрепленном Рынке множество имущества, именно – свои ценности и пожитки крестьян, которых по многим местам они убили" вместе с 50 – 60 рыцарями и оруженосцами. Уже после отъезда дофина в Мо прибыла подмога, в лице графа де Фуа и сеньора де Буша (в некоторых источниках сеньор де Hangest ). Вот что об этом сообщает Фруассар. "В то время когда неистовствовали эти злодеи, возвращались из Пруссии граф де Фуа и сеньор де Буш, его двоюродный брат. Дорогою, подъезжая к границам Франции, услыхали они о той напасти и о тех ужасах, которые обрушились на дворянство. И возымели к нему оба сеньора великую жалость. Доехавши через несколько дней до Шалона в Шампани… Оба доблестных рыцаря условились, что пойдут к этим дамам и окажут им посильную помощь, хотя сеньор (де Буш) и был англичанином. Но было тогда перемирие между Англией и Францией, и он мог свободно ездить повсюду, а также жаждал высказать свое благородство в сообществе с двоюродным братом графом де Фуа. Могли они выставить со своею свитою около 40 копий, не более, ибо возвращались, как я вам уже сказал, из паломничества. Так и торопились они ехать, пока не достигли Мо в Бри и предстали перед герцогинею Нормандской и другими дамами, которые очень обрадовались их приезду… ".
Но в отсутствии дофина горожане Мо изменили своей клятве, и "возникла ссора между засевшими в том укреплении дворянами и нáбольшими (majores) города Мо, которые действовали вместе с другими горожанами". Организатором экспедиции в Мо, стал Этьен Марсель, который, во-первых, хотел разрушить одну из важных крепостей, сильно мешавшую подвозу в Париж припасов по реке Марне, а во-вторых, он, очевидно, намеревался захватить укрывшуюся здесь семью дофина, чтобы иметь ее заложниками при дальнейших переговорах с королевским правительством.
В субботу 9 июня 1358 года множество людей, вышедших из города Парижа, в числе 300 или около, под начальством Пьера Жиля, парижского бакалейщика, и 500 человек собравшихся в Сили и в Мульсьене, под начальством Жана Вайана, заведующего королевским монетным делом, к которым присоединились окрестные крестьяне, отправились в Мо (по другому источнику пришедших было 1400 человек, а по Фруассару и вовсе 9000). "Жители Мо отворили ворота названного города людям Парижа и Силли, расставили по улицам накрытые скатертями столы, а на них хлеб, вино, мясо; и пили и ели кто желал, и освежались" . Как известно чрезмерное пьянство до добра не доводит, выпитое вино и прибывшее подкрепление уничтожило последние следы верности и страха у горожан Мо.

Бой рыцарей с горожанами в Мо.


Анализ источников показывает, что сражение в городе происходило в несколько этапов:
1. Нападение восставших на укрепление.
"И вот горожане напали на дворян, засевших в укреплении вместе с герцогинею…" , "… пошли по мосту на приступ Рынка" .

2. Единоборства перед замковыми воротами.
"Но граф де Фуа и сеньор де Буш с их свитой, бывшие в полном вооружении ("…числом до 25 вооруженных людей или около…"), выстроились на рынке, выступили за ворота и распорядились затворить их за ними. А затем ударили на этих мужиков – черных, низкорослых и плохо вооруженных…". "И у решетки (barrière) и за решеткой пришлось биться с ними грудь с грудью (main à main)". "И по очереди сражались с ними на мосту перед замковыми воротами. Однако дворяне, более искушенные в военном деле, одолели горожан с помощью мечей и победили их" . "Когда злодеи увидали этих рыцарей и оруженосцев, столь хорошо вооруженных (движущихся на них) со знаменами графа де Фуа и герцога Орлеанского и значком сеньора (де Буш), с мечами и шпагами в руках, в полной готовности защищать и охранять этот Рынок, неистовство их поостыло; наоборот, первые ряды стали отступать, а дворяне преследовали их, действуя своими мечами и шпагами, и избивали. И все, которые были впереди, всякий раз, как чувствовали удар или страх получить его, пятились назад и теснили друг друга".

3. Вылазка основных сил защитников.
"Тогда выступили из укрепления все вооруженные люди. Поспешивши на место битвы, они (со своей стороны тоже) устремились на этих злодеев. И стали избивать их и в одиночку и целыми массами и истреблять, как овец, и гнали их всех в полном смятении и расстройстве и истребляли их до тех пор, пока сами совсем не выбились из сил, и массами сбрасывали их в реку Марну". "Убит был тут стрелою в глаз один рыцарь из Рынка, монсеньор Луи де Шамбли", "…о котором герцогиня, супруга регента, и вся ее свита много скорбели", а так же "многие из дворян с нашей стороны были убиты".

4. Уход Парижан.
Отрезвленные неудачей жители Парижа и Силли скорее всего тут же покинули Мо (хотя о времени и факте ухода пришлых горожан источники расходятся во мнении).


5. Разгром дворянами города.
"Потом были получены сведения, что, многие горожане вооружаются против них и замышляют измену. Тогда рыцари вышли из укрепления и разгромили, сожгли и разграбили часть города, за исключением большой церкви и домов каноников… И захватили люди Рынка Жана Суля…, а так же многих других мужчин и женщин и подвергли их тюремному заключению. А потом мэра казнили, как этого и требовала справедливость" .

6. Разорение округи города Мо.
"А совершивши это, рассыпались, как бешенные, по окрестностям, убивая мужчин, которых встречали, и предавая пламени поселения".

Убийство Этьена Марселя и других предводителей восставших.


Этот эпизод известен давно, и в советской историографии рассматривался как пример справедливой борьбы крестьян и горожан против феодального строя, и на первый взгляд ничем примечательным не отличался, рассказывая лишь об одном из этапов этой борьбы. Но если внимательно вчитаться в источники, и прежде всего в "Хронику" Жана де Венетт, возникают некоторые вопросы: кто такие "набольшие города Мо"? Почему "сражались по очереди"? Почему "сражались на мосту перед замковыми воротами"? Объяснить этот эпизод, невозможно не учитывая менталитет "третьего сословия", и их отношение к французскому рыцарству, а так же особенностей рыцарского военного искусства.

Несмотря на то, что французское рыцарство, по мнению некоторых ученых, в это время находилось в глубоком кризисе (подобное утверждение по нашему мнению является спорным), и постоянно критиковалось как собственными представителями, так и выходцами из городской среды, тем не менее, оно продолжало оставаться в умах простых людей прекрасным идеалом. Этому идеалу приписывался ряд особых черт характера, норм поведения, наконец, особая ментальность. Этот идеал воспевался в художественных произведениях, к нему стремились. И стремились к этому идеалу не только сами рыцари, но и горожане и даже крестьяне. Именно этим стремлением подражать дворянам из крепости Мо и можно объяснить рассматриваемый нами эпизод.

Наиболее полно рыцарский идеал выражался во время поединков-турниров. Но знаменитые средневековые турниры ассоциируются в первую очередь с рыцарством, однако эта аристократическая забава, не была чужда и городским жителям. В XIII-XIV веках турниры, где богатые горожане сражались конными и в доспехах, по своему великолепию уже не только не уступали, но порою и превосходили рыцарские. Нередко в них принимали участие и окрестные рыцари, а то и специально приглашаемые знатные особы. Они не считали это зазорным, поскольку далеко не каждый владетельный сеньор мог позволить себе устроить турнир, а рыцарь – принять в нем участие. Соперничая в могуществе с принцами, городские власти порой брали на себя все расходы по размещению и содержанию гостей, строительству и украшению ристалища с трибунами, оплату музыкантов и герольдов.

Участвуя в подобных забавах, французские рыцари и средневековые войны рассматривали всего лишь как большие турниры. И горожане стремились не уступать им и в этом. По всей видимости "набольшие города Мо" – это зажиточные горожане, имевшие возможность приобрести дорогое рыцарское вооружение, и уже участвовавшие в городских турнирах. О том, что в штурме принимали участие зажиточные горожане, полностью вооруженные и обладавшие некоторым боевым опытом говорят, например, многочисленные "разрешительные грамоты".

В ходе восстания крестьяне и горожане захватили и уничтожили множество замков и укреплений, воспользовавшись численным превосходством и использовав фактор неожиданности. Так что определенный опыт в осадном искусстве у них имелся, а защитников Мо было слишком мало, даже несмотря на его хорошую защищенность. В свете вышесказанного вызывает удивление тактика выбранная восставшими, вместо того чтобы организованными, сплоченными силами попытаться взять штурмом укрепление Мо, они собрались возле замковых ворот, и стали по очереди вызывать рыцарей на индивидуальные поединки, по всем правилам рыцарского кодекса чести, в духе знаменитых "па д'армов" (вооруженная защита проходов). Вызывает недоумение и поведение дворян – имевших достаточно припасов для длительной осады, и могущих рассчитывать на прибытие подмоги, но, тем не менее, решившихся сделать вылазку и принять участие в этих поединках. Рыцарей можно обвинять в чем угодно, но то что они были профессиональными воинами, умевшими и любившими сражаться, не вызывает сомнения. Двадцать пять рыцарей и оруженосцев, скорее всего, проведя серию поединков, уничтожили по одному этих "выскочек", а затем, атаковав всеми силами (не более ста вооруженных людей) уже довольно легко расправились с лишившимися руководства горожанами и крестьянами. В ходе сражения, вследствие досадной случайности, погиб только один рыцарь и возможно несколько оруженосцев. Со стороны восставших погибло несколько тысяч, Фруассар даже утверждает что около семи тысяч, хотя эти цифры конечно же завышены. Не следует осуждать рыцарей и за учиненный после этого разгром и грабеж. Это вполне соответствовало тогдашним представлениям о рыцарской этике, имущество врагов, и тем более клятвопреступников, было законной добычей рыцаря.

На первый взгляд может показаться, что этот эпизод был случаен, или является следствием неточной интерпретации нами случившегося. Однако подобные прецеденты можно найти и в других случаях, хотя бы в ходе той же самой "Жакерии". Перед последней битвой восставших крестьян с объединенным войском французских, английских и бургундских рыцарей, первые, находясь в боевой готовности "держались с внушительным видом, в порядке, трубили в трубы…, громко кричали "Монжуа" (старый боевой клич французского рыцарства) и имели множество знамен с изображением цветка лилии…" . Это все равно что если бы в ходе Великой отечественной войны немецкие солдаты атаковали наши укрепления с криком "Ура"! Войско крестьян непременно хотело сразиться с рыцарями по рыцарским же правилам, хотя Гильом Каль и просил их отступить к Парижу чтобы иметь поддержку горожан. Но они не учли лишь того, что руководствуясь "рыцарским кодексом чести", Карл Злой не считал себя обязанным относится благородно к своим незнатным противникам посмевшим поднять этот бунт.

Источник: Статья Басова И.И. "Один эпизод из истории Жакерии (9 июня 1358 г.)"
http://www.xlegio.ru/ancient-armies/medieval-warfare/certain-episode-from-history-of-jacquerie/
Tags: Белое оружие, История
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments