mihalchuk_1974 (mihalchuk_1974) wrote,
mihalchuk_1974
mihalchuk_1974

Category:

"Объект 770". Последний советский тяжелый танк эпохи Хрущева.



Наряду с "Объектом 277" http://mihalchuk-1974.livejournal.com/158923.html и "Объектом 279" http://mihalchuk-1974.livejournal.com/161504.html еще одним конкурсным тяжелым танком стал объект 770, разработанный под руководством Главного конструктора Челябинского тракторного завода П. П. Исакова. В отличие от 277-го он создавался полностью на базе новых агрегатов и имел ряд оригинальных конструктивных решений. Корпус объекта 770 литой, с дифференцированной по высоте и длине толщиной брони. Наклонная часть бортов выполнена не в одной плоскости, а под разными углами: от 64° до 70° к вертикали и с переменной толщиной от 65-мм до 84-мм.


Толщина лобовой брони корпуса достигала 120-мм. Для повышения бронестойкости кромок по всему периметру корпуса был выполнен бурт. Башня литая, также с переменной толщиной и углами наклона стенок. Лобовая броня башни имела толщину 290-мм. Стык башни с корпусом был защищен. Вооружение состояло из 130-мм пушки М-65 и спаренного с ней пулемета КПВТ. Спаренная установка имела двухплоскостной стабилизатор "Гроза", автоматизированную систему наведения, прицел-дальномер ТПД-2С, дневные и ночные приборы прицеливания и наблюдения и механизм заряжания. Боекомплект состоял из 26 артвыстрелов и 250 патронов к пулемету. В качестве силовой установки на объекте 770 использовался 10-цилиндровый, четырехтактный, двухрядный дизель ДТН-10 с вертикальным расположением цилиндров, наддувом от компрессора и водяным охлаждением. Он был установлен в кормовой части танка перпендикулярно его продольной оси. Мощность двигателя составляла 1000л. с. при 2500 об/мин. Трансмиссия гидромеханическая, с комплексным гидротрансформатором и планетарной коробкой передач. Гидротрансформатор с двумя направляющими аппаратами был включен в силовую схему трансмиссии параллельно. Трансмиссия обеспечивала одну механическую и две гидромеханические передачи переднего хода и механическую передачу заднего хода.


В ходовой части было шесть опорных катков большого диаметра с внутренней амортизацией на борт. Гусеницы имели закрепленные пальцы. Ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами располагались сзади. Механизм натяжения гусениц гидравлический. Подвеска индивидуальная, гидропневматическая. Экипаж танка состоял из 4 человек. Механик-водитель осуществлял управление с помощью рукоятки мотоциклетного типа. Объект 770 был оборудован системой защиты от оружия массового поражения, автоматической противопожарной системой, термодымовой аппаратурой, ночными приборами и гирополукомпасом. Для внешней связи устанавливалась радиостанция Р-113, а для внутренней - переговорное устройство Р-120. Объект 770 был выполнен на высоком техническом уровне. Литые башня и корпус с ярко выраженным дифференцированным бронированием обеспечивали повышенную снарядостойкость. Машина имела хорошие маневренные качества и была легка в управлении. По мнению специалистов полигона, где проходили испытания, все три опытных тяжелых танка, объект 770 представлялся им наиболее перспективным. Опытный образец этой машины хранится в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

Решение о свертывании работ по тяжелым танкам.



22 июля 1960 года на полигоне Капустин Яр состоялся показ образцов военной техники руководству страны во главе с Н. С. Хрущевым. Вот как вспоминал об этом событии главный конструктор Уральского вагоностроительного завода Л. Н. Карцев, представлявший тогда свой ракетный танк ИТ-1:


"На следующее утро поехали на площадку, где была сосредоточена бронетанковая техника. Образцы стояли на отдельных бетонных площадках недалеко друг от друга. Справа от нас на соседней площадке стоял опытный образец тяжелого танка, вокруг которого прохаживался Ж. Я. Котин. После осмотра ИТ-1 Н. С. Хрущев направился к тяжелому танку ленинградского Кировского завода. Несмотря на попытки Котина протолкнуть на вооружение новый тяжелый танк, Хрущев принял решение прекратить производство серийного тяжелого танка Т-10 и запретил вообще проектировать тяжелые танки".

Надо сказать, что большой поклонник ракетной техники, Хрущев был противником танков вообще, считая их ненужными. В том же 1960 году в Москве, на конференции, посвященной перспективам развития бронетанковой техники с участием всех заинтересованных сторон - военных, конструкторов, ученых, представителей промышленности, Хрущев вновь подтвердил свое решение: как можно быстрее завершать серийное производство Т-10М, а разработку новых тяжелых танков прекратить. Мотивировалось это невозможностью обеспечить большой отрыв тяжелых танков по огневой мощи и защищенности в заданных пределах массы от средних танков.


Сильное влияние оказало и увлечение Хрущева ракетами: в соответствии с заданием правительства все танковые КБ страны проектировали в то время машины с ракетным вооружением (объекты 150, 287, 775 и др.). Считалось, что эти боевые машины способны полностью заменить пушечные танки. Если решение о прекращении серийного производства при всей его небесспорности можно считать хоть чем-то обоснованным, то прекращение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ стало серьезной военно-технической ошибкой, в определенной степени повлиявшей на дальнейшее развитие отечественного танкостроения. В конце 50-х годов были реализованы технические решения, которые оказались актуальными и для 90-х годов: 130-мм пушка с продувкой канала ствола сжатым воздухом, электромеханические и гидромеханические трансмиссии, литой корпус, гидропневматическая подвеска, единый блок двигателя и трансмиссии и другие.

Только спустя 10-15 лет после появления на тяжелых танках механизмов заряжания, прицелов-дальномеров, досылателей и т. д. они были внедрены на средних танках. Но решение было принято и тяжелые танки сошли со сцены, средние же, наращивая свои боевые характеристики, превратились в основные.

Источники:

Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг".
М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945-1965 гг.;
Карпенко А. В. Тяжелые танки // Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995);








Tags: Мега танки, танки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments