mihalchuk_1974 (mihalchuk_1974) wrote,
mihalchuk_1974
mihalchuk_1974

Categories:

Т-34М. И ШВЕЦ, И ЖНЕЦ, И НА ДУДЕ ИГРЕЦ. ЧАСТЬ 4.

Продолжение.
Начало тут:
http://mihalchuk-1974.livejournal.com/110675.html
http://mihalchuk-1974.livejournal.com/112451.html
http://mihalchuk-1974.livejournal.com/120332.html



На 15 мая 1941 года ситуация с Т-34М была следующей:

≪ Ведется разработка детальных чертежей. По 50% групп детальные чертежи выполнены в кальках, из них 16 групп спущены в производство. Чертежи по бронедеталям отправлены на Мариупольский завод. Изготовлен деревянный макет. Заводоуправление завода № 183 по согласованию с Мариупольским заводом приняло решение запустить модернизированную машину в серию с июля мес. 1941 г.≫.
Видимо это обязательство послужило толчком для внесения изменений в спецификацию поставки танков Т-34 и Т-34М, составленную между заводом № 183 и ГАБТУ КА 4 июня 1941 года. По этому документу выпуск Т-34 М был такой: июль — 10, август — 100, сентябрь — 175, октябрь - 180, ноябрь- 165
и декабрь - 170. Таким образом, предполагалось изготовить 800 Т-34М (из них 300 с огнеметом вместо курсового пулемета) - 420 танков вооружались 76-мм пушкой Ф-34, а остальные 57-мм ЗИС-4. При этом
с сентября 1941 года выпуск обычных тридцатьчетверок на заводе № 183 прекращался.

Между тем подготовка к производству Т-34М шла полным ходом. С 1 по 15 июня 1941 года на полигоне Мариупольского завода прошло испытание обстрелом контрольных бронеплит от ≪первых отливок, весом в 10 тонн, прокатанных на 60 мм листы для цельноштампованных башен Т-34М, предъявленных заводом имени Ильича для запуска в серийное производство≫. Кроме того, испытывались заготовки бортов Т-34М, подвергнутые термообработке. Бронедетали были изготовлены из стали МЗ (8с) и ФД 7934 и испытывались обстрелом из 45-мм танковой пушки образца 1932 года и 76-мм дивизионной образца 1902/30 годов. Задачей этих испытаний был выбор броневой стали для изготовления корпуса и башни Т-34М. Результаты оказались следующими:

≪Марка стали 8с по установленным в настоящее время в валовом производстве химическом составе обеспечивает необходимые качества так же на толщинах 50-60. Эта броня обеспечивает более
надежную защиту против 45-мми 76-мм снарядов по сравнению с цементованной или гомогенной броней, применяемой на КВ. 50-мм 8с защищает от тупоголового и остроголового 76-мм снаряда чертежей № 2-03545 и № 3-06969 так же, как и 75 мм броня ФД 7934, идущая на КВ. Толщина брони 50 мм, принятая для бортов Т-34М, не снимает остроголового 45-мм снаряда, пробивается по нормали и под углом в 30 градусов с дистанции ближе 500 м. Заключение. Комиссия вносит в ГАБТУ КА и 3-е Главное управление НКСМ следующие решения для их утверждения:
1. Принять для Т-34М броню высокой твердости (2,85-3,1) из стали 8с.
2. Утвердить приложенные технические условия по приему брони толщиной 50-60 мм.
3. Выдать средства и поручить филиалу НИИ-48 совместно с заводом имени Ильича в самом срочном порядке провести следующие работы:
а). По производству литых башен танка Т-34М.
б). По уточнению содержания относительных элементов химического состава МЗ-2 применительно
к различным толщинам.
в). По изысканию типа брони толщин от 75 до 120 мм для бронирования танков Т-44≫.
Так почему же танк Т-34М так и не появился в металле? Есть мнение, что камнем преткновения стал двигатель В-5, который так и не удалось довести ≪до ума≫. Но что мешало установить на модернизированную тридцатьчетверку серийный В-2? Конечно, динамические качества машины снизились бы но воевать было бы можно. Дело было не столько в отсутствии В-5, сколько в отсутствии подготовленного производства Т-34М, хотя по броне, если верить документам, было практически все готово.
≪ В начале 1941 года была запроектирована машина Т-34М. Заводу имени Ильича было задано изготовить 50 комплектов бронедеталей, изготовление которых шло параллельно с выпуском Т-34. Одновременно с изготовлением 50 комплектов усиленно велась подготовка всего бронепроизводства к серийному выпуску деталей Т-34М. От Т-34 он отличался следующим: 1. Цельноштампованная башня с толщиной брони 60 мм. габариты которой были немного больше башни Т-34. Достаточно указать, что штамп весил 30 тонн, а штамповку производили на прессе мощностью 15000 тонн. 2. Основные детали корпуса, борта и нос, имели толщину 60 мм. К началу эвакуации большинство деталей опытной партии были изготовлены и отправлены в Нижний Тагил, одновременно были отправлены все заготовки, в том числе 60 штампованных башен и вся оснастка. Следует отметить, что Мариупольский завод произвел всю необходимую подготовку для перехода на изготовление бронедеталей Т-34М, и только эвакуация предприятия не позволила это сделать≫, — так сказано в ≪Истории танкостроения на заводе № 183≫, написанной в начале 1946 года, о подготовке броневого производства Т-34М на заводе имени Ильича.
Причина остановки работ по новому танку была проста - война. В таких условиях переход на выпуск даже более совершенной машины привел бы к снижению изготовления танков, чего на тот момент делать было нельзя. Поэтому 24 июня 1941 года нарком обороны Маршал Советского Союза С. Тимошенко и начальник Генерального Штаба РККА генерал армии Г.Жуков обратились к председателю Совета народных комиссаров СССР И. Сталину с докладной запиской, в которой в частности, говорилось, что по постановлению СНК и ЦК ВКП(б) № 1216-502 от 5 мая 1941 года завод№ 183 должен перейти в 1941 году на выпуск улучшенных Т-34 с броней 60 мм: ≪На 23.06.1941 г. ни одного опытного образца не изготовлено... В связи с создавшейся обстановкой, считаем целесообразным впредь до изготовления, испытания образцов улучшенного танка и организации его серийного производства, продолжать выпуск Т-34, находяшихся на производстве в настоящее время≫.
Это предложение было весьма разумным, и уже 25 июня 1941 года было подписано постановление СНК
СССР и ЦК ВКП (б), озаглавленное: «Об увеличении выпуска танков KB, Т-34, и Т-50, артиллерийских тягачей и танковых дизелей на III и IV квартал 1941 года≫. Этим документом, помимо прочего, определялись задачи по увеличению выпуска находящихся в серийном производстве средних танков Т-34.
После появления этого документа нарком среднего машиностроения В. Малышев немедленно отдал распоряжение заводу № 183 прекратить работу по модернизации танка Т-34 и приступить к выполнению мобилизационного плана, а также быть готовыми оказать помощь другим заводам, которые будут переключены на выпуск тридцатьчетверок. Вот на этом и закончилась короткая история танка Т-34М.

В неназываемой игре эта машина фигурирует под заводским индексом А-43
Tags: 1941, Мега танки, танки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments