Начало тут:
http://mihalchuk-1974.livejournal.com/110675.html
http://mihalchuk-1974.livejournal.com/112451.html
http://mihalchuk-1974.livejournal.com/120332.html

На 15 мая 1941 года ситуация с Т-34М была следующей:
≪ Ведется разработка детальных чертежей. По 50% групп детальные чертежи выполнены в кальках, из них 16 групп спущены в производство. Чертежи по бронедеталям отправлены на Мариупольский завод. Изготовлен деревянный макет. Заводоуправление завода № 183 по согласованию с Мариупольским заводом приняло решение запустить модернизированную машину в серию с июля мес. 1941 г.≫.
Видимо это обязательство послужило толчком для внесения изменений в спецификацию поставки танков Т-34 и Т-34М, составленную между заводом № 183 и ГАБТУ КА 4 июня 1941 года. По этому документу выпуск Т-34 М был такой: июль — 10, август — 100, сентябрь — 175, октябрь - 180, ноябрь- 165
и декабрь - 170. Таким образом, предполагалось изготовить 800 Т-34М (из них 300 с огнеметом вместо курсового пулемета) - 420 танков вооружались 76-мм пушкой Ф-34, а остальные 57-мм ЗИС-4. При этом
с сентября 1941 года выпуск обычных тридцатьчетверок на заводе № 183 прекращался.
Между тем подготовка к производству Т-34М шла полным ходом. С 1 по 15 июня 1941 года на полигоне Мариупольского завода прошло испытание обстрелом контрольных бронеплит от ≪первых отливок, весом в 10 тонн, прокатанных на 60 мм листы для цельноштампованных башен Т-34М, предъявленных заводом имени Ильича для запуска в серийное производство≫. Кроме того, испытывались заготовки бортов Т-34М, подвергнутые термообработке. Бронедетали были изготовлены из стали МЗ (8с) и ФД 7934 и испытывались обстрелом из 45-мм танковой пушки образца 1932 года и 76-мм дивизионной образца 1902/30 годов. Задачей этих испытаний был выбор броневой стали для изготовления корпуса и башни Т-34М. Результаты оказались следующими:
≪Марка стали 8с по установленным в настоящее время в валовом производстве химическом составе обеспечивает необходимые качества так же на толщинах 50-60. Эта броня обеспечивает более
надежную защиту против 45-мми 76-мм снарядов по сравнению с цементованной или гомогенной броней, применяемой на КВ. 50-мм 8с защищает от тупоголового и остроголового 76-мм снаряда чертежей № 2-03545 и № 3-06969 так же, как и 75 мм броня ФД 7934, идущая на КВ. Толщина брони 50 мм, принятая для бортов Т-34М, не снимает остроголового 45-мм снаряда, пробивается по нормали и под углом в 30 градусов с дистанции ближе 500 м. Заключение. Комиссия вносит в ГАБТУ КА и 3-е Главное управление НКСМ следующие решения для их утверждения:
1. Принять для Т-34М броню высокой твердости (2,85-3,1) из стали 8с.
2. Утвердить приложенные технические условия по приему брони толщиной 50-60 мм.
3. Выдать средства и поручить филиалу НИИ-48 совместно с заводом имени Ильича в самом срочном порядке провести следующие работы:
а). По производству литых башен танка Т-34М.
б). По уточнению содержания относительных элементов химического состава МЗ-2 применительно
к различным толщинам.
в). По изысканию типа брони толщин от 75 до 120 мм для бронирования танков Т-44≫.
Так почему же танк Т-34М так и не появился в металле? Есть мнение, что камнем преткновения стал двигатель В-5, который так и не удалось довести ≪до ума≫. Но что мешало установить на модернизированную тридцатьчетверку серийный В-2? Конечно, динамические качества машины снизились бы но воевать было бы можно. Дело было не столько в отсутствии В-5, сколько в отсутствии подготовленного производства Т-34М, хотя по броне, если верить документам, было практически все готово.
≪ В начале 1941 года была запроектирована машина Т-34М. Заводу имени Ильича было задано изготовить 50 комплектов бронедеталей, изготовление которых шло параллельно с выпуском Т-34. Одновременно с изготовлением 50 комплектов усиленно велась подготовка всего бронепроизводства к серийному выпуску деталей Т-34М. От Т-34 он отличался следующим: 1. Цельноштампованная башня с толщиной брони 60 мм. габариты которой были немного больше башни Т-34. Достаточно указать, что штамп весил 30 тонн, а штамповку производили на прессе мощностью 15000 тонн. 2. Основные детали корпуса, борта и нос, имели толщину 60 мм. К началу эвакуации большинство деталей опытной партии были изготовлены и отправлены в Нижний Тагил, одновременно были отправлены все заготовки, в том числе 60 штампованных башен и вся оснастка. Следует отметить, что Мариупольский завод произвел всю необходимую подготовку для перехода на изготовление бронедеталей Т-34М, и только эвакуация предприятия не позволила это сделать≫, — так сказано в ≪Истории танкостроения на заводе № 183≫, написанной в начале 1946 года, о подготовке броневого производства Т-34М на заводе имени Ильича.
Причина остановки работ по новому танку была проста - война. В таких условиях переход на выпуск даже более совершенной машины привел бы к снижению изготовления танков, чего на тот момент делать было нельзя. Поэтому 24 июня 1941 года нарком обороны Маршал Советского Союза С. Тимошенко и начальник Генерального Штаба РККА генерал армии Г.Жуков обратились к председателю Совета народных комиссаров СССР И. Сталину с докладной запиской, в которой в частности, говорилось, что по постановлению СНК и ЦК ВКП(б) № 1216-502 от 5 мая 1941 года завод№ 183 должен перейти в 1941 году на выпуск улучшенных Т-34 с броней 60 мм: ≪На 23.06.1941 г. ни одного опытного образца не изготовлено... В связи с создавшейся обстановкой, считаем целесообразным впредь до изготовления, испытания образцов улучшенного танка и организации его серийного производства, продолжать выпуск Т-34, находяшихся на производстве в настоящее время≫.
Это предложение было весьма разумным, и уже 25 июня 1941 года было подписано постановление СНК
СССР и ЦК ВКП (б), озаглавленное: «Об увеличении выпуска танков KB, Т-34, и Т-50, артиллерийских тягачей и танковых дизелей на III и IV квартал 1941 года≫. Этим документом, помимо прочего, определялись задачи по увеличению выпуска находящихся в серийном производстве средних танков Т-34.
После появления этого документа нарком среднего машиностроения В. Малышев немедленно отдал распоряжение заводу № 183 прекратить работу по модернизации танка Т-34 и приступить к выполнению мобилизационного плана, а также быть готовыми оказать помощь другим заводам, которые будут переключены на выпуск тридцатьчетверок. Вот на этом и закончилась короткая история танка Т-34М.
В неназываемой игре эта машина фигурирует под заводским индексом А-43