mihalchuk_1974 (mihalchuk_1974) wrote,
mihalchuk_1974
mihalchuk_1974

Category:

МЕЧ-КАРОЛИНГ . ИДЕАЛЬНЫЙ УБИЙЦА. "Людота Коваль". Часть 2.2

Начало про мечи каролинги тут
http://mihalchuk-1974.livejournal.com/126012.html
http://mihalchuk-1974.livejournal.com/122074.html



Этот загадочный клинок был найден в Полтавской губернии возле местечка Фощеватая в конце 19 века. На перекрестье и навершье этого меча причудливо переплетены фигуры чудовищ в скандинавском орнаментальном "зверином" стиле, напоминающие драконов/змей. Пасти их раскрыты, тела напряжены. Они яростно борются друг с другом.
Очень похожие узоры вырезаны на варяжских надгробных камнях в Скандинавии. И древнеисландская сага – «Старшая эдда» – описывает такое украшение меча:
…На лезвии змей окровавленный лег,
Другой обвивает хвостом рукоять…

Этот клинок всегда относили к попавшим на Русь из Скандинавии. Хотя у ведущих специалистов-оружиеведов по эпохе викингов были некие сомнения в происхождении рукояти. Скандинавский ученый Арбман, например, аргументировал не скандинавское происхождение рукояти разными стилями оформления ее частей. Дело в том, что на трубке, прикрывавшей стержень рукояти, той, за которую боец держит меч рукой, нет изображения «змея, обвивающего хвостом рукоять», то есть она оформлена в другом орнаментальном стиле. На ней – узор, в котором какие-то ветки или листья разделены четкой геометрической ломаной линией. Ведущий советский специалист по оружию 9-13 веков, А. Н. Кирпичников согласился с этой поправкой и связал меч с более близкими к Руси областями – с юго-восточной Прибалтикой. Тем самым спор о происхождении меча закончился; казалось бы, можно закончить и историю тысячелетнего клинка.

Но вот появился новый метод исследования. Изобрели такую жидкость, с помощью которой можно «проявлять» изображения на клинках мечей. Протрешь так называемым реактивом Гейна даже очень пострадавший от времени, изъеденный ржавчиной клинок – и на нем выступают буквы или изображения, совсем как в детской игре, когда белый лист бумаги натирают толченым графитом – и «проявляется» целая картина.
Этим способом при первой же возможности и воспользовался А. Н. Кирпичников. Сначала в музеях Санкт-Петербурга и Москвы. Потом – в Киеве. Оказалось, что почти на каждом мече были надписи или знаки.
Одна за другой проявлялись перед исследователем надписи, скрытые без малого тысячу лет, и все латинскими буквами.
Десяток мечей… другой… еще один… вот уже их расчищено более восьмидесяти. Да, кажется, все мечи попадали на Русь из-за рубежа.А уж этот-то, киевский, со змеями на перекрестье, должно быть, и подавно! Все же решили «проявить» и его. Можно представить себе радость ученого, когда под действием реактива на клинке начали проступать одна за другой… русские буквы!!!

А.Н. Кирпичников, так описывает открытие меча произведенного в Древнерусском Государстве:
"Во время расчистки лезвий мы все время надеялись увидеть русскую надпись. И таковая неожиданно оказалась там, где ее труднее всего было подозревать, а именно на клинке со скандинавско-прибалтийской рукоятью из Фощеватой (87). Надпись открылась в верхней трети дола клинка, она двухсторонняя и наведена инкрустированной в металл дамаскированной проволокой. Техника ее исполнения не отличается от известных нам каролингских мечей X в. Надпись состоит из уставных славянских кирилловских букв. На одной стороне лезвия читается «КОВАЛЬ», на другой — сохранившееся частично имя кузнеца скорее всего из 6 букв (различимы второе «Ю» и заключительное «А»; первой буквой, судя по ее остроугольному завершению, могла быть «Л» или «Д», на третьем и четвертом местах стояли, возможно, «Д» и «О»). Древнерусские мужские имена, включающие «Ю» и оканчивающиеся на «А», известны, и специалисты, видимо, смогут прочесть это имя. Как вероятное, выдвигаем имя «ЛЮДОТА» или «ЛЮДОША», но обосновать не беремся. Общий смысл надписи не оставляет сомнений — это производственная марка, удостоверяющая творца изделия. По палеографическим признакам надпись может быть отнесена к XI в. и ближе всего стоит к памятникам кирилловского письма конца X — первой половины XI в. На рассматриваемом памятнике приблизительно совпали лингвистическая, типологическая и орнаментальная даты. Наиболее вероятно, это это 1000—1050 гг. Если последнее верно,то настоящая надпись является старейшей русской надписью на металле и передает древнейшее дошедшее до нас имя ремесленника и именно кузнеца.
Фощеватовский меч определенно доказывает, что местное производство мечей силами грамотных мечедельцев организовалось у нас не позже первой половины XI в., может быть, около 1000 г.


Единичность находки и фрагментарность имени мастера не колеблят этих утверждений. Имя мастера, проставленное на изделии, свидетельствует о существовании специализированной оружейной мастерской задолго до того, как об этом сообщают письменные источники.
Древнейший русский подписной меч (не исключены и новые находки этого рода) явился результатом скрещивания ряда европейских технических знаний и навыков:
каролингских (техника исполнения надписи),
скандинавских (орнаментальный убор)
русских (лезвие и отчасти форма рукояти).
Русь после Каролингской империи оказалась второй страной в Европе, где был произведен собственный подписной меч. В целом меч из Фощеватой обогатил наши представления о развитии русской материальной культуры XI в".






Естественно, что такой уникальный клинок не могли обойти стороной современные реконструкторы эпохи викингов. Современных реплик этого меча хоть жопой жуй очень много.





Источник: А.Н. Кирпичников. "Древнерусское оружие. Т-1 Мечи и сабли IX-XIII век". Москва 1966 год.
Tags: Белое оружие, Викинги, Средние Века
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments