mihalchuk_1974 (mihalchuk_1974) wrote,
mihalchuk_1974
mihalchuk_1974

Categories:

28 июня 1944 над г. Борисов был сбит советский бомбардировщик ПЕ-8. Отчет экипажа.

Экипаж уцелел и после прибытия в часть у всех летчиков были взяты объяснительные. Чрезвычайно интересные документы, как с точки зрения описываемых событий с разных точек зрения, так и по психологии разных членов экипажа.

1. Командир кор. № 42211
Гв. майор Макаренко
КОМАНДИРУ 890 АБП ДД


В ночь с 27 на 28-е июня 1944 года получил задание на бомбардирование железнодорожного узла противника - город Борисов. Бомбардировку ж.д. узла произвел в 1 час 37 мин. После бомбометания развернулся вправо курсом 130° и в 1 ч. 45 мин. был атакован истребителем противника - Ме-110ф. справа, снизу, сзади. После атаки самолет загорелся и перешел в крутое планирование, вследствие перебития управления самолета.
Попытка дать команду для выброски экипажа с парашютами не дала никаких результатов, так как СПУ было выведено из строя. Экипаж действовал самостоятельно. В состав экипажа входили следующие товарищи:
Командир корабля - гв. майор Макаренко
Штурман полка - майор Корогодов
Штурман корабля - капитан Мартынов
Бортовой техник - инж. капит. Востриков
П/борттехн. - ст. т/лейтенант Коваленко
Второй летчик - мл. лейтенант Шеверталов
Бортрадист - старшина Бордзиловский
Стрелок-бомбардировщик - мл. лейтенант Ковтуненко
Воздушный стрелок - ст. сержант Невечеря [отчет отсутствует]
Воздушный стрелок - ст. сержант Искорнев
Воздушный стрелок - ст. сержант Вербицкий [отчет отсутствует]
Воздушный стрелок - ст. сержант Конотопенко
Все выбросились на парашютах юго-восточнее гор. Боросава в 24 км возле деревни Колкино. После выброски с парашютом я насчитал одиннадцать человек парашютистов (членов экипажа). Самолет упал юго-восточнее деревни Колкина и сгорел.
29 июня 1944 г. в 19.00 старик, с которым я повстречался, дал мне одежду (я переоделся) и отвел меня к партизанам, находившихся в лесу за рекой Бобр. Здесь, среди партизан, встретил я свой экипаж в количестве 10 человек.
30.6.44 вместе с партизанами и населением уехали в деревню Велятичи, где находились до 1.7.44. А 1 июля 1944 года партизаны отправили нас на подводах на аэродром Докудово, где и находились до 3.7.44. На "У-2" - 3-й Гвардейской Брянской Дивизии перелетели вместе со штурманом полка - майором Корогодовым на аэродром в Олсуфьево.
Состояние экипажа:
Центральный стрелок Невечеря имеет осколочное ранение в обе ноги и левую руку.
Правый подшассийный стрелок Вербицкий получил ожог лица.
Я получил ушиб ног при приземлении.
Командир корабля
Гв. майор Макаренко

2. КОМАНДИРУ 890 АВИАЦИОННОГО БРЯНСКОГО ПОЛКА ДД
В ночь с 27 на 28.6.44. самолет Пе-8 №42211, пилотируемый командиром корабля - гв. майором Макаренко, после выполнения боевого задания по бомбардированию ж.д. станции Борисов, был сбит Ме-110 и упал 30 км юго-восточнее Борисова в 2-х км к западу от деревни Колки Борисовского района.
Самолет сгорел полностью.
Обстоятельства
Бомбардирование цели произвели в 1.38, Н=4050 метров, БК=320. Бомбы разорвались в центральной части станции. От второй 2-х тонной бомбы произошел взрыв и сразу же возник пожар, который быстро начал распространяться на северо-восток. С правым разворотом отошли от цели и начали ложиться на обратный курс. В 1.44 внезапно справа, снизу, сзади корабль был атакован Ме-110ф на Н=4000 метров. Истребитель, произведя одну атаку, в результате которой был пробит 1-й бак, в силу чего на самолете мгновенно возник сильный пожар, перебит штурвал у 1-го летчика, выбита приборная доска и ранен центральный стрелок осколками от снарядов.
Майор Макаренко подал команду "прыгать" и после чего СПУ отказало. Я открыл люк, встал с правой стороны и начал по одному посылать экипаж через люк. Выброска произошла очень спокойно и быстро. Первым прыгнул Мартынов, затем Коваленко, Макаренко, Востриков, Ковтуненко, Корогодов. Последним из люка выпрыгнул Бордзиловский, который в течение полминуты давал сигналы "SOS". Шеверталов выпрыгнул через колпак, стрелки со своих мест. Самолет перешел в правую крутую спираль, ударился в землю и сгорел на земле в 2-х км западней деревни Колги, 30 км юго-восточнее г. Борисова. Ме-110ф сделал два виража и, убедившись в гибели самолета, ушел с курсом на Борисов.
Я приземлился на восточной окраине деревни Колки, сразу же встретился с местным населением и, с его помощью, к вечеру собрал 9 человек экипажа, из них два раненых. Связавшись с партизанами, ночью перешли с их помощью в партизанский район, где встретились с остальными членами экипажа, за исключением Коваленко, который предположениям сразу, после приземления, начал пробираться на восток. По приходу красной Армии экипаж вместе с раненными и частью партизан для охраны 1.7.44 г. добрались до аэродрома Докудово, откуда и перелетел 3.7.44 г. на свой аэродром.
Находясь у партизан, ночью наблюдал патрулирование Ме-110ф на Н=3000-4000 метров, каждый строго в своей зоне, преимущественно, на предполагаемый подходах и отходах от цели наших кораблей. Время патрулирования - 23.30-2.30.
Выводы:
Экипаж должен быть постоянным.
При отходе от цели, если позволяет высота, идти 2-3 минут с резким снижением разными курсами.
ПРИМЕЧАНИЕ: считаю, что наш корабль был замечен истребителями противника еще на боевом курсе, когда шел на светлую сторону горизонта, при отходе от цели Ме-110, держа все время в поле зрения, корабль выбрал удобный момент для внезапной и уверенной атаки. Можно предположить, что летчик являлся опытным и достаточно знал данные Пе-8.
Штурман 890 АБП ДД
Майор Корогодов

3. Штурман 3 АЭ 890 АБП ДД
Капитан Мартынов И.С.
Олсуфьево
4.7.1944 г.
КОМАНДИРУ 890 АБП ДД

Во время выполнения боевого задания - бомбардирование ж.д. станции Борисов в ночь с 27 на 28.6.44 корабль № 42211 был сбит истребителем.
Бомбардировка цели произведена в 01 ч. 40 мин. 28.6.44 г. После бомбардировки дал летчику курс = 140°. После чего стал составлять радиограмму о выполнении задания. В 01 ч. 45 мин. услышал длинную пулеметно-пушечную очередь и почувствовал тряску самолета. В этом момент обернулся назад и увидел пламя за борттехником. Майор Корогодов подал команду "прыгать на парашютах" и открыл штурманский люк. После выбрасывания с парашютом через несколько секунд, увидел над собой Ме-110, который пошел с курсом на Борисов. Наш самолет Пе-8 упал Ю-В. Борисов 28 км в районе дер. Колки. Самолет сбит истребителем Ме-110 с захода справа сзади и снизу.
После приземления в р-не д. Колки (в лесу), собрал парашют и спрятал под елку, а сам пошел по лесу, прошел, примерно, 250-300 метров, лег под елку. После отдыха 12-15 минут разделся, т.е. снял летнее обмундирование, которое закрыл травой. После этого вышел на опушку леса. В 2-2,5 км в деревне Колки слышался лай собаки. Я не решил идти в деревню. А возле леса была рожь, в которую я решил залечь и пролежал до 21 ч. 30 мин. 28.7.44г. В 21. 30 минут выполз на окраину ржи, осмотрелся по сторонам, никого не заметил, а в восточном направлении от своего места увидел мужчину в 2-х - 3-х километрах, который поехал на лошади, около 2-го поселка деревни Прузинки.
Я решил пойти к нему, чтобы выяснить обстановку окружающего населения и о партизанах. Пока полз, мужчина пахать закончил и поехал с лошадью к дому. Я подполз к дому метров 25-30 и залег за курганчиком, в 23.05 из дома вышли 2 женщины с мешками за плечами, которые пошли по направлению в лес.
Я сначала решил их догнать и выяснить у них о немцах и партизанах, но быстро изменил свое решение и пошел к дому старика, который поехал. Постучал в окно, мне открыли окно, я расспросил у старика о немцах и о партизанах, который мне все рассказал и сообщил мне, что ему известно о нашем экипаже. Предложил покушать, я покушал и в 23.50 пошли со стариком к месту, где я снял летнее обмундирование, но обмундирования не нашел.
После пошли к месту, где были партизаны (в районе нашего приземления). Но партизан уже не было. Нашли в лесу партизанские семьи. Старик расспросил о партизанах и когда они приедут. Тогда старик (Коба Алексей Степанович) повел меня на переправу через р. Бобр, где должны переправляться партизаны. Дошли до переправы, старик вернулся домой, а меня переправили на южный берег р. Бобр, где и встретил майора Корогодова, Шеверталова, Вострикова, Ковтуненко, Конотопенко, Невечерю, Вербицкого. После отдыха, т.е. в 8.00-15 - 29.6.44 г. в сопровождении группы партизан направились в партизанский лагерь.
В лагере покушали и отдохнули. Примерно в 15.00 услышали гул танков. Но так как ждали отступления немцев, мы вместе с партизанами стали удаляться по болоту в лес. К 21.30 партизанская разведка донесла, что прошли наши танки и войска. Тогда мы вместе с партизанами стали выходить из лесу и направились обратно к р. Бобр по пути, на привале встретили свои войска. Дошли до р. Бобры, где переночевали, а утром 30.6.44 г. направились на переправу. Переправились через р. Бобр, переночевали в деревне Вилятичи.
Утром 1.7.44 г. в сопровождении 5-ти человек партизан направились на аэродром ст. Приямино, где и распрощались с партизанами. С аэродрома Приямино на автомашине доставили нас на аэродром Докудово (1.7.44 г.). С аэродрома Докудово Дугласом были доставлены на свой аэродром 3.7.44 г.
За все это время наблюдал беспрерывное движение наших войск (танков, артиллерии и др. частей).
Штурман 3 АЭ 890 АБП ДД
Капитан Мартынов
4.7.44 г.

4. От бортового техника
Инженер-капитана
Вострикова И.Г.
1 АЭ 890 АБП
КОМАНДИРУ 890 АБП ДД


ОБЪЯСНЕНИЕ
В ночь с 27 на 28 июня 1944 г. в 11.58 нашему экипажу Вами было приказано вылететь на цель на самолете № 42211. Во время взлета и по маршруту материальная часть работала нормально.
По маршруту ближе к цели я со своего места из окна видел много пожаров, а на линии фронта перестрелку. На цель пришли, примерно, в 1.35, со своего места я артиллерийских выстрелов не наблюдал. Во время маршрута и над целью командир корабля несколько раз предупреждал стрелков следить за воздухом внимательно.
Над каким пунктом, не знаю, командир корабля приказал мне включить антиобледенитель, а минут за 45 перед линией фронта включить систему нейтрального газа. Это приказание было выполнено. Бомбы сброшены в 1.37, во время сбрасывания, мой помощник наблюдал за разрывами через люк, я смотрел тоже со своего места. После сбрасывания бомб слышал команду штурмана: "Курс 140°" - мы пошли домой.
Сколько прошли, не знаю, я сидел нагнувшись к своему окну и наблюдал за пожарами, вдруг резкий треск, шум. Я оглянулся назад, где увидел большие языки пламени из правой плоскости. Стукнув по ноге, показал на пламя помощнику своему, сказал: "Горим!" - все, кто был в кабине летчика и моей направились к штурманскому люку. Паники и крику никакого не было. Командир корабля из нашей кабины пошел к люку первым, затем мой помощник, затем я и после радист, который во время нашей эвакуации передавал "СОС". Первым из штурманского люка выпрыгнул Мартынов, 2-м командир корабля, 3-м п/борттехника, 4-м - я, за мной стоял радист. Помборттехника я видел точно, что выпрыгнул, а раскрытие парашюта я не заметил. Мой парашют раскрылся нормально и я был выше всех, начал скользить, чтобы приблизиться к товарищам, а в воздухе с резким разворотом пронесся 2-х моторный истребитель, я подумал, он нас будет расстреливать, но он пошел в направлении горящей на земле машины. На небольшом расстоянии от земли я услышал лай собак и непонятные разговоры. Думал приземлиться на поляне среди леса, а эта поляна оказалась болотом, я со скольжением (боясь попасть на деревья) врезался по пояс в тину. Выкарабкавшись, отстегнул парашют, быстро собрал его, а сам пополз в глубь болота, затем услышал разговор на русском языке: "Он должен быть здесь. Я притих, приготовил пистолет. Шагах в 10-15 заметил человека, идущего параллельно мне, он прошел вглубь болота и вернулся. Сказав кому-то, что здесь его нет, пойдем с другой стороны" и начали меня звать: "товарищ летчик, выходи, не бойся - мы свои". Я не отзывался. Затем они прошли совсем близко около меня, но меня не заметили и вернулись обратно. На берегу их ожидали. И они опять начали меня вызывать, говоря, что "не бойся, выходи, у нас уже находится летчик Корогодов".
Я не вышел, подумав, что они отобрали документы и хотели этим обмануть. Затем Корогодов действительно громко сказал: "Пойдемте в другое место" - я, точно узнав голос, отозвался и вышел, увидел Корогодова с группой крестьян, которые прятались от полицейских. Пройдя немного по лесу, мы встретили раненого центрального стрелка Невечерю, а затем, видимо, на шум пришел радист Бордзиловский. Мы с помощью населения сделали раненому перевязку и отправились на их стоянку. С помощью их мы связались с партизанами и они же к нам привели сначала Конотопенко, Вербицкого, Ковтуненко, Шеверталова, Мартынова и мы к вечеру с помощью партизан двинулись в их отряд.
За время пребывания близь деревни Колки Борисовского района, где я приземлился, я наблюдал следующее:
На месте стоянки крестьян, они рассказывали, что особенно зверски поступают французы и русские полицейские, даже хуже немцев.
Говорят настроение немцев на счет отступления паническое, отступают беспланово и беспорядочно, а полицейские угоняют в Германию население, поэтому мы и прячемся в лесах.
По пути к стоянке через реку Бобр (примерно 12-10) мы наблюдали барожирование самолетов истребителей в районе Борисово.
На стоянку партизан был приведены два немца, с которых был снят допрос, через переводчика. Один из немцев оказался танкистом из Берлина, а другой пехотинцем из каких-то штатов. У обоих были отобраны документы, я их отобрал и привел с собой, сдав их в политотдел.
Из допроса через переводчика выяснилось, что:
воевать им лично надоело и они с радостью согласны у нас работать.
танкист говорит, что он сын маляра и сам работал маляром. Пехотинец говорит, что он крестьянин, но этому я не верю, потому что при них было много фотографий, которые противоречат их показаниям.
Вопрос. Верит ли население в Гитлера и в победу Германии. Ответ. Население верит в победу, но война всем надоела.
Вопрос. Как сами, верите ли, в победу?
Ответ. Лучше работать, чем воевать.
Подробный более-менее допрос у майора: Корогодова. Партизаны не дают допрашивать, нечего, говорят, с фрицами церемониться.
Наблюдал, что наши партизаны вооружены неплохо, имеются автоматы, пулеметы, гранаты, тол, винтовки, много пистолетов.
Из рассказов крестьян и партизан видно, что немцы отступают беспорядочно, в большом количестве сдаются в плен с оружием и без оружия.
Когда мы экипажем добрались в сопровождении партизан до ближайшего аэродрома (примерно, 18-20 км) по дорогам замелил массовое движение нашей техники (танки, тяж. арт. орудия), автомашины с грузами и боеприпасами.
Из разговора с нашим пехотинцем - говорит с обидой: что воюют танкисты и артиллеристы, а мы только движемся вперед без боя.
Наблюдал активные действия нашей штурмовой авиации в сопровождении истребителей, которые летят по несколько девяток, точно так же девятками летят Пу-8 в сопровождении истребителей. Примерно на каждую девятку два - четыре истребителя.
Пробыв двое суток, т.е. с 1.7 с 12 часов дня на 3.7. на передовой аэродроме Докулово, где базировалась дивизия истребителей типа ЛА-5, я наблюдал их активное беспрерывное действие днем. Они вылетели попарно для сопровождения, поражений с их стороны не видел. На этом же аэродроме стояло подразделение какого размера и масштаба не знаю, французских летчиков "Нормадия" воюют на самолетах типа ЛА-5, по отзывам наших летчиков, они воюют не плохо. При открытии 2-го фронта они стали проситься воевать туда - это из разговора с нашими летчиками.
Когда летели на "Дугласе" на свой аэродром по проселочным дорогам и по лесным движется много техники и живой силы.
Из разговоров с бойцами и офицерами движущихся частей видно, настроение наших войск бодрое. Армия оснащена техникой хорошо, настроение бодрое, в победу и окончательный разгром каждый верит.
Борттехник
инженер-капитан
Востриков
4.7.44 г.

5. Помборттехник 1 АЭ 890 АБП ДД
техник-лейтенант
Коваленко П.С.
4.7.44 г.
КОМАНДИРУ 890 АБП ДД

В ночь с 27 на 28.6.44 г. наш экипаж № 211 улетел бомбить гор. Борисов. После сбрасывания бомб экипаж взял курс на свою территорию. Отлетели от цели минут 20, нас обстрелял истребитель Ме-110. При обстреле машина загорелась. В момент атаки меня ранило осколком в ногу. Я сбросил кислородную маску и приблизился к штурманскому люку. Штурман майор Корогодов открыл люк и приказал прыгать. Капитан Мартынов пригнул первым, я пригнул вторым, раскрыл парашют и, спускаясь, я увидел истребитель, который сделал круг, надо мной которого я хорошо рассмотрел: 2-х моторный Ме-110. Я полагал, что он меня хочет обстрелять, меня не обстрелял, а набором высоты ушел от меня. Я продолжал снижаться нормально и увидел над собой 8 парашютов. Я был 9-м. приземлился около небольшого леска в рожь, хотел бежать, но не смог, потому что очень начала ныть нога. Я пополз по ржи метров 500, потом снял майку и перевязал рану, но кровь продолжала сочиться и начала кружиться голова, потому что много крови сошло.
Выполз я на травяную дорогу и прополз километра полтора, где меня застало утро в направлении деревни Черный Осов, заполз потом в рожь, где пролежал до 19 часов вечера 28.6. Вечером я решил перейти в лес. В лесу я переночевал, а утром 29.6. я пошел лесов в направлении юго-восток, где спросил: "где немцы и есть ли власовцы". Мне ответили, что власовцев нет, а немцы неподалеку были в деревне вчера. Я их предупредил, что я Вас не видал, а Вы меня и ушел по направлению одной небольшой деревушки изб 15 лесом, я приблизился к ней, где увидел старушку, которая пасла корову, я ее спросил: "Вы мне можете помочь - белую тряпку и покушать что-нибудь, потому что я ничего не кушал с момента сбития самолета. Она мне принесла полотенце, воды и покушать. Здесь я встретился с крестьянами из деревни Черный Осов, где их расспрашивал обо всем. В этот момент прибежали мальчишки и говорят: "Товарищ летчик, красноармейцы поехали в следующую деревню догонять немцев. Я у крестьян покушал и мальчиков послал, чтобы они дали знать своим обо мне, после я вышел на дорогу, корой они проехали, обождал полчаса. Машина возвращается обратно. Меня здесь подобрали и отвезли в артиллерийскую часть. В части подполковник меня расспросил. Здесь был один партизан, который проводил наш остальной экипаж через реку. Он подтвердил, что я из экипажа. 21.15 он, наверное, был информирован обо мне членами моего экипажа. В арт. часть я прибыл в 19 часов 26.6. Здесь меня покормили и на машине отправили в Смоленск 30.6. в 11 часов. На машине я доехал до Смоленска, куда прибыл в 21 час 30.6. Я был весь в пыли и грязный, ночевать было негде. Я решил зайти в госпиталь, чтобы перевязать раны, помыться и покушать. Сперва меня не принимали, так как у меня не было никаких документов, кроме кандидатской карточки, а остальные денежную книжку, вещевую и разные бумаги я сжег в лесу.
Удостоверение личности я оставил дома. Затем майор мед. службы приказал помыть меня и положить в палату. 1.7. в 11 часов утра меня на машине отвезли в Контрразведку, где сняли допрос, так же я переночевал, а на утро 2.7. меня направили в госпиталь, где за мной наблюдали до тех пор, пока не узнали, кто я есть. Когда было установлено, что я действительно техник лейтенант Коваленко 890 АБП ДД меня отпустили, направили в свою часть. Пистолет у меня изъяли в контрразведке, на что дали соответствующую расписку.
5.7. вечером (в 21 час) я выехал из Смоленска поездом, а 6.7. в 6 часов утра прибыл в расположение своей части, где и нахожусь в настоящее время.
6.7.44 г.
Коваленко




Орфография и стилистика документов сохранена.
Источник: ЦАМО Фонд 890 ап оп. 435393 №15 л. 42-60

Взято на http://www.battlefield.ru/
Tags: 1941, 1945
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments