mihalchuk_1974 (mihalchuk_1974) wrote,
mihalchuk_1974
mihalchuk_1974

Category:

Т-34М. И ШВЕЦ, И ЖНЕЦ, И НА ДУДЕ ИГРЕЦ. ЧАСТЬ 2.

Продолжим, начало тут http://mihalchuk-1974.livejournal.com/110675.html

Сразу хочу пояснить, почему этой машине я уделяю столько внимания. На самом деле сейчас модно, я бы сказал "в тренде" хаять Морозова и его танки. Я же считаю, что Александр Александрович выдающийся конструктор, создававший настоящие шедевры бронетанковой техники. По крайней мере три этапные машины для советского (да и для мирового) танкостроения были созданы либо под его руководством, либо он непосредственно участвовал в их конструировании. Это Т-34, Т-54 и Т-64, и попробуйте возразить :-). А Т-34М (или если угодно А-43), должен был стать именно шедевром, все шло к тому, и если б не начало войны....

Внутренняя компоновка танка Т-34М (А-43)


Итак 1 апреля 1941 года специальная макетная комиссия под председательством военинженера 1-го ранга С. Афонина и его заместителя подполковника И. Панова рассмотрела проект нового танка, спроектированного по ТТТ ГАБТУ КА. На заседании присутствовали и директор завода №183 Бондаренко, и главный конструктор Морозов и руководитель проекта Бер.
Интересно и то, что представители завода №183 вынесли на рассмотрение комиссии еще один проект танка, с более толстой броней, чем того требовали ТТТ ГАБТУ. Этот проект носил наименование "вариант Б".



По тактико-техническим требованиям ГАБТУ танк должен был иметь массу 25,5 тонн; бронирование лобового листа корпуса (мм/градус наклона) 45 /30,5; борт 45 мм вертикально; корма 40 /60 градусов, дно и крыша корпуса толщиной 20 мм; лоб башни 45/25, корма башни 45/15; вооружение 76-мм орудие Ф-34 и два пулемета ДТ (вместо пулемета огнемет); боекомплект 100 снарядов и 4500 патронов, экипаж 5 человек (из них 3 в башне), скорость 60-70 км/ч, запас топлива 600 литров, удельное давление на грунт 0,6-0,62 кг/см кв.

По проекту завода №183 танк имел массу 25,5 тонн; бронирование лобового листа корпуса (мм/градус наклона) 45/52; борт 45 мм вертикально; корма 40/45-23 градусов, дно и крыша корпуса толщиной 20 мм; лоб башни 45/25, корма башни 60/15; вооружение 76-мм орудие Ф-34 и два пулемета ДТ; боекомплект 103 снарядов и 4500 патронов, экипаж 5 человек (из них 3 в башне), скорость 60,5 км/ч, запас топлива 600 литров, удельное давление на грунт 0,7 кг/см кв.



"Вариант Б" имел массу 29 тонн; бронирование лобового листа корпуса 60 мм; борт 60 мм вертикально; корма 60 мм, дно и крыша корпуса толщиной 30 мм; лоб башни 60/25; вооружение 76-мм орудие Ф-34 и два пулемета ДТ; боекомплект 110 снарядов и 4500 патронов, экипаж 5 человек (из них 3 в башне), скорость 55 км/ч, запас топлива 600 литров, удельное давление на грунт 0,65- 0,7 кг/см кв.

Комиссия работала до 10 апреля 1941 года. Сначала рассматривался вариант созданный по заданию ГАБТУ КА. Танк должен был стать чуть длиннее серийного Т-34, иметь более мощный двигатель В-5 (600 л.с.), 4-х ступенчатую КПП с демультипликатором (8 скоростей вперед и 2 назад). Механик сидел справа по ходу движения, стрелок-радист слева (на Т-34 наоборот). Передняя часть корпуса по типу Т-34, а борта вертикальные. Башня сварная с диаметром погона 1700 мм и командирской башенкой. В ходовой части использовались опорные катки малого диаметра с внутренней амортизацией и торсионной подвеской. В общем и целом комиссия осталась довольна, однако отмечались и отступления от ТТТ - завышенное удельное давление на грунт, механик не видел оба передних крыла танка, не была разработана установка огнемета, а также укладка на машину возимого имущества, запасного пулемета и дисков для ППШ.

В своих выводах и заключении по проекту комиссия отметила:
"Предъявленный заводом №183 проект танка по компоновке, конструкции агрегатов трансмиссии, ходовой части и ТТХ является достижением конструкторов в современном танкостроении.
1. Башня с диаметром погона 1700 мм в свету позволила свободно и удобно разместить спаренную установку 76-мм пушки с пулеметом ДТ, приборы наводки и прицеливания командира танка, стреляющего и заряжающего.
2. Наличие и размещение командирской башенки позволяет командиру танка и соединения постоянно наблюдать за полем боя, руководить экипажем танка и подразделения как сигналами, так и по рации.
3. Количество и расположение боекомплекта (103 снаряда, из них 55 по бортам) обеспечивают ведение интенсивного прицельного огня не менее шести выстрелов в минуту.
4. Рабочие места водителя (справа) и радиста (слева) обеспечивают удобное управление танком, радиостанцией и ведение прицельного огня из носового пулемета.
5. Для обзорности на танке установлено 15 призматических смотровых приборов и комплект прицельных приспособлений, которые обеспечивают хорошую видимость из танка.
6. Трансмиссия размещена компактно допускает свободный доступ к агрегатам. Постановка полугибкого сочленения между КПП, главным и бортовыми фрикционами обеспечивает взаимозаменяемость агрегатов, облегчает монтаж и демонтаж в полевых условиях.
7. Ходовая часть - индивидуального торсионного типа с катками с внутренней амортизацией позволила освободить внутренние габариты танка, облегчить вес его ходовой части, упразднить применение дефицитного натурального каучука на обрезинку катков до 550 кг. Кроме того, смену торсионов гораздо легче проводить в полевых условиях, чем смену пружинной или рессорной подвески".


Был и список замечаний из 8 пунктов, в основном они касались отступления от ТТТ перечисленных выше.



После этого комиссия рассмотрела "вариант Б", если по первому варианту были и макеты и чертежи, то по "Б" были предъявлены только эскизные материалы. Тем не менее танк с 60 мм бронированием комиссии понравился. В заключении сказано следующее:

"Предложение завода №183 увеличить бронирование танка с полным сохранением габаритов конструкции и компоновки агрегатов предъявленного образца, считать правильным и своевременным. По заявлению завода вес танка увеличивается до 29 т вместо 25,5 т проектного образца и 27,5 т серийного Т-34.
Для обеспечения защиты от противотанковых орудий калибра 37, 45, 47 мм со всех дистанций необходимо иметь следующую основную броню:
лобовые листы корпуса - 60 мм;
Борт корпуса - 60 мм;
Корма танка - 55 мм;
Крыша танка и башни - 30 мм;
Башня - 60 мм;
Башенка кругового обзора - 60 мм;
Крыша башенки кругового обзора - 30 мм.

Динамическая характеристика остается следующей: максимальная скорость при 2000 об/мин - 55 км/ч, минимальный преодолеваемый подъем - не менее 40 град., удельное давление на гусенице - 0,65-0,67 кг/см кв.

Заключение:
1. Предъявленный проект и макет танка, разработанный заводом №183 тактико-техническим требованиям отвечает и может быть принят для отработки рабочих и изготовления опытных образцов. При отработке рабочих чертежей и изготовлении образцов должны быть учтены все замечания макетной комиссии.
2. Для получения танка, защищенного от противотанковых пушек калибра 37, 45, 47 мм со всех дистанций, комиссия считает целесообразным опытные образцы изготовить по предъявленному заводом №183 второму варианту проекта в тех же габаритах, но с весом не более 28 т, для чего заводу разрешается для обеспечения дальнейшего облегчения веса танка, изменить компоновку отдельных узлов, не уменьшая при этом объема боевого помещения и диаметра погона башни".


Заказчик был мало что не в экстазе :-)
Tags: 1941, Мега танки, танки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments