mihalchuk_1974 (mihalchuk_1974) wrote,
mihalchuk_1974
mihalchuk_1974

Category:

Т-34М. И швец, и жнец, и на дуде игрец. Часть 1.



В общем-то понятно, что наряду с несомненными достоинствами танк Т-34 обладал (впрочем, как и любая новая машина), массой недостатков и "детских болезней". Усугублялось это некоторыми концептуальными просчетами и вынужденными конструкторскими решениями в этой, принципиально новой для советской танковой промышленности машине. Надо сказать, что это понимаем не только мы, вооруженные послезнанием прошедших 77 лет, но понимали это и советские военные, да и конструкторы тоже. А иначе чем объяснить тот факт, что массовое производство Т-34 только начиналось, а уже появился проект "большой модернизации" танка Т-34, получивший позднее индекс Т-34М?
Старт проекту Т-34М дало письмо начальника 1-го отделения 3-го отдела бронетанкового управления ГАБТУ КА подполковника И. Панова от 13 декабря 1940 года, направленное им на имя генерал-лейтенанта Федоренко.

Весьма пространный документ. Если вкратце, без цитат, то подполковник Панов отмечал, что башня Т-34 весьма мала, особенно после установки орудия Ф-34 (что приводит в том числе к утомляемости членов экипажа, расположенных в башне, крайне неудобным условиям их работы, и как результат снижению скорострельности орудия до 2-3 выстрелов в минуту), но в то же время отмечал, что существует возможность расширения погона на 200 мм. Расширение погона и самой башни на 200 мм, позволит ввести 5 члена экипажа танка (наводчика) и тогда командир будет полностью заниматься своими прямыми обязанностями, также повысится скорострельность орудия до требуемых 5-6 выстрелов в минуту. Также на заводе №183 можно организовать производство торсионной подвески для Т-34 (что предусмотрено кстати было еще постановлением №428 КО СССР), что приведет к росту объема БО танка Т-34 на 20%, возрастет удобство работы экипажа, увеличится запас топлива с 465 до 750 литров, уменьшится масса самой подвески на 300-400 кг, облегчится монтаж/демонтаж катков и элементов подвески, будут ликвидированы вырезы в бортах корпуса для хода балансиров подвески. Плюс подполковник настаивал, что у командира танка Т-34 должна быть командирская башенка, для лучшего обзора. После чего предлагал выйти в КО (комитет обороны) с ходатайством о постройке двух опытных танков Т-34 с: а) расширенным погоном башни; б) с торсионной подвеской; в) увеличенным боекомплектом; г) усилением трансмиссии танка; д) увеличенной до 70 км/ч скорости танков; е) максимально улучшенными рабочими местами экипажа.

По вопросу модернизации только что принятого на вооружение танка Т-34 (!), Федоренко заручился поддержкой маршала Г. Кулика (хоть его и считают ретроградом, ога). Получив письмо Федоренко, составленное на основании доклада подполковника Панова, Кулик 30 декабря 1940 года, направил на имя Ворошилова документ содержащий следующие тезисы (обойдемся без пространных цитат, ладно?): а) свечная подвеска гуд, но велики продольные колебания машины, затруднительно вести стрельбу на ходу; б) шахты под пружины подвески сильно "урезают" БО танка и сокращают боекомплект; в) вырезы под балансиры в бортовых листах танка сильно снижают стойкость бронезащиты бортов. А торсионная подвеска супер гуд, и она дает: а) увеличение БО танка на 20%; б) снижение веса танка на 300-400 кг; в) увеличивается прочность бортовых листов корпуса; г) увеличение запаса топлива с 465 до 750 л.; д) облегчается монтаж/демонтаж подвески; е) надежность торсионов уже отработана на КВ и Т-40; ж) производственная база для изготовления торсионной подвески у завода №183 есть. А расширение башни (она была уширена согласно протокола №848 от 31.03.40 на 160 мм) без уширения погона не дает никакого выигрыша в удобстве работы экипажа. Потому прошу изготовить к 1.04.41 2 опытных танка с расширенным погоном башни и торсионной подвеской.

Это письмо сыграло свою роль и работы по "большой" модернизации Т-34 начались (по "малой" они велись и так, согласно постановлению КО №428). В частности велась разработка: 8-ми скоростной КПП, торсионной подвески, новых смотровых приборов радиста и башни, новых гусениц с цевочным и гребневым зацеплением, новой башни на уширенном погоне с командирской башенкой, новой уширенной башни на стандартном погоне.
Уже 13 января 1941 года на совместном совещании представителей ГАБТУ КА и НарКомСредМаша обсуждались сроки введения в серию различных улучшений конструкции Т-34, в частности введение торсионной подвески. Примерно с начала февраля 1941 года в документах КБ завода №183 и ГАБТУ появляются четкое разделение на танки Т-34 "большой модернизации" и "малой модернизации". Как раз проект "большой модернизации" представлял собой создание новой боевой машины.

По выдвинутым ГАБТУ ТТТ (тактико-техническим требованиям) на проектирование "танка большой модернизации" предполагалось спроектировать боевую машину массой не более 25,5 тонн, с экипажем из 5 человек, броней толщиной 35-45 мм, вооруженную орудием Ф-34, двумя пулеметами ДТ, с торсионной подвеской, дизельмотором В-5 мощностью 600 л.с., не менее чем 5-ти ступенчатой КПП, с командирской башенкой. Первый эскизный проект имел корпус с передней частью похожей на КВ, а задней на немецкий танк Pz III.

В начале февраля 1941 года КБ завода №183 отправило первые эскизные варианты нового танка в ГАБТУ КА. 12 февраля тот же подполковник Панов направил на ХПЗ "замечания по предварительному рассмотрению разработок по Т-34М", как раз это вот и есть первое упоминание индекса будущей машины. Он, в частности, писал:
"Корпус. По носовой части замечаний нет. Борта из предъявленных вариантов наиболее приемлемые целые. Корма требует доработки и в предъявленном оформлении не приемлема...
Башня. По ее конфигурации и размеру в свету 1750 мм - возражений нет. Установка вооружения, конструкция смотровых приборов и башенки еще не отработаны и заключения сделать нельзя, но схема выбрана правильно...
Коробка пер. передач. На 6-ть скоростей с минимальной скоростью при 1700 об/мин двигателя 6,42 км/ч и перекрытием на все остальные скорости 1, 3 подобрана удачно. Максимальную скорость при 2000 об/мин дв. в 61 км/ч необходимо уведичить до 65 км/ч...
Ходовая часть находится в стадии разработки....
Относительно размещения водителя справа по ходу танка возражений не имею.
С предполагаемой схемой обзорности согласен - проработать возможность переноса боковых задних смотровых приборов башни на крышу башни.
Вместо снимаемого пулемета ДТ в носовой части танка должен быть установлен огнемет с дальностью огнеметания 90 м и запасом огнесмеси на 10-12 выстрелов".


В докладе о ходе выполнения опытных работ на заводе № 183 от 20 марта 1941 года, о танке Т-34М сказано следующее:
"Танк Т-34 большой модернизации
1. К настоящему времени готов деревянный макет нового образца.
2. Разработаны чертежи отдельных агрегатов.
3. Все чертежи по плану должны быть спущены в производство к 1 мая 1941 года".


Вот тот самый макет с заводским индексом А-43






Tags: 1941, Мега танки, танки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments