mihalchuk_1974 (mihalchuk_1974) wrote,
mihalchuk_1974
mihalchuk_1974

Category:

Противотанковая бронекозявка. Лёгкая самоходная установка завода №38.

После вчерашних "монстров-долгоносиков", обратимся к бронированным букашкам. К сожалению об этой машине известно очень мало.
В 1944 году на основе лёгкого танка была предпринята попытка создать противотанковую самоходную установку. Работы проводились специалистами завода №38, которые выбрали для этой цели танк Т-60. Несмотря на то, что выпуск этих машин был прекращен в конце 1943 года, отдельные узлы и агрегаты были хорошо освоены в производстве, а сам танк показал неприхотливость в эксплуатации.


Поскольку конструкция танка имела ограниченный запас прочности и не предназначалась для установки мощных артиллерийских систем калибра от 76,2-мм было принято решение установить полевое противотанковое 45-мм орудие М-42, выпуск которых также прекращался. Расчет делался на небольшие размеры и высокую подвижность САУ, что позволило бы компенсировать недостаток огневой мощности.


Таким образом, ходовая часть самоходной установки позаимствовала большинство элементов от Т-60 и включала по четыре опорных катка на каждый борт, оснащенных индивидуальной торсионной подвеской и резиновыми бандажами. Направляющие колёса размещались спереди, ведущие колёса гребневого зацепления – сзади. Мелкозвенчатая гусеница состояла из стальных одногребневых траков. Верхняя гусеничная ветвь поддерживалась двумя колесами по каждому борту.

Корпус был выполнен предельно "обжатым", что существенно усложняло работу экипажа, но позволило сократить высоту до минимума (1300 мм). По сути, открытый сверху корпус представлял собой коробку, собранную при помощи сварки из листов броневой стали толщиной 6 мм. Лобовой и кормовой бронелисты были выполнены наклонными, борта – вертикальные. Противотанковое орудие оснащалось дульным тормозом и устанавливалось в лобовом бронелисте по продольной оси корпуса. В качестве прицела использовалась панорама Герца. Сверху была сделана небольшая П-образная надстройка с двумя смотровыми люками, предназначавшаяся для наблюдения. Полный экипаж состоял из трех человек: механик-водитель, командир (наводчик) и заряжающий (по другим данным всего из двух человек). Силовая установка находилась в кормовой часть корпуса. Самоходка оснащалась карбюраторным двигателем мощностью 40-50 л.с. и механической трансмиссией.



Информация об испытаниях САУ в открытых источниках отсутствует. Согласно имеющим сведениям при боевой массе 3800-4000 кг (по видимому имелось в виду состояние до и после доработок) удельное давление на грунт составило 0,38 кг\см.кв. и показала максимальную скорость 40 км\ч. Испытания продолжались до 1945 года, однако ещё в ходе постройки САУ было очевидно, что подобная боевая машина явно запоздала с появлением. Бронепробиваемости орудия М-42 было достаточно только для легких и средних немецких танков вроде Pz.II и Pz.III без дополнительного бронирования, а для борьбы с немецким "зверинцем" её мощности однозначно не хватало. В результате, все работы по 45-мм самоходным орудиям были свернуты, а единственный прототип разобран.

В сети всего две фотки этой букашечки. Как не трудно догадаться она была спроектирована для ВДВ, и проиграла конкурс АСУ-57. Но вот просматривая документальный цикл про русскую артиллерию "Из всех орудий ", я вдруг, в 4 серии, "Горные, батальонные и противотанковые пушки", с удивлением увидел этот девайс, который бодрячково катался по болоту, видимо снимали испытания на проходимость. Посмотреть, например, можно туточки http://www.youtube.com/watch?v=D2xbLgpd5Ys весьма шустрая бронекозявка :-)))

Источники:
Свирин М.Н Самоходки Сталина. История советской САУ, 1919-1945
Tags: Легкие танки РККА, кино, танки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments