?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В общем, если не вдаваться в подробности в начале 1943 года резко встал вопрос об усилении бронирования танка Т-34. Произошло это в связи с перевооружением вермахта на новые типы танковых и противотанковых орудий.
Понятно, что усиление брони отечественных танков экранированием было наиболее быстрым решением. Но на этом очевидном пути танкостроителей подстерегала острая нехватка броневого проката, ибо в начале 1943 г. не хватало не только толстых 45-75-мм, но также и тонких 10-30-мм броневых листов.
Поэтому весной 1943 г. вновь вернулись к идее усиления бронирования уже изготовленных танков посредством использования железобетона. Совместные исследования НИИ-48 и ОКБ-43 показали, что простое нанесение подушки железобетона толщиной всего 23-40 мм на поверхность брони танка работает не только как обыкновенное дополнительное бронирование, но при попадании снаряда под сравнительно большим углом встречи, скалываясь, не дает бронебойному сердечнику "закуситься", чтобы произошел доворот снаряда в сторону нормали при пробитии. Таким образом, нанесенный слой железобетона увеличивал склонность тупоголового снаряда к рикошету… Однако бетонная подушка могла быть нанесена на поверхность брони только вручную и должна была подвергаться сложной технологии сушки, поэтому такой способ увеличения бронирования был признан неравноценным ожидаемым результатам.
Поэтому группа слушателя академии ВАММ под руководством Цыганова Н.Ф. (нашего старого знакомого автора проектов танков БТ-ИС и БТ-СВ) разработала две схемы усиления бронирования – с непосредственным прилеганием бетонной подушки к броневым листам танка и установленной с зазором. Указанные схемы отличались от аналогов тем, что усиленное бронирование получалось установкой на корпусе танка специальной съемной или несъемной опалубки и ее заливкой бетоном с последующей трамбовкой. Кроме того, для применения в зимних условиях НИИ-48 предлагалось усиливать бронирование танка "льдобетоном", посредством установки на корпусе танка деревянного каркаса с засыпкой его смесью гравия, песка и деревянных опилок, обильно поливаемой водой на морозе. Применение подобных подушек из "льдобетона" толщиной 80 мм приводило к тому, что борта Т-34 не пробивались из немецкой 75-мм противотанковой пушки РаК 40 с дистанции даже 300-400 м.

Это версия изложенная Михаилом Свириным в его книге " Стальной кулак Сталина. История советского танка, 1943-1955"

И вот бродят в интернете фотки вот этих двух машин с подписями, что это экранированные бетоном по проекту Цыганова танки Т-34.



На самом деле люди даже не пытаются внимательно посмотреть на фотографии, ведь даже беглый осмотр нам подскажет, что два РАЗНЫХ танка.
Вот этот с бетонным экраном.


Схема его экранировки, предложенная Цыгановым


А это совсем другой танк


Тут даже бетоном то и не пахнет.
Получается Цыганов предложил еще 1 проект экранировки.





Какой выдумщик был этот Цыганов Н.Ф. :-)





Comments

( 2 comments — Leave a comment )
ufsnp2003
May. 3rd, 2015 06:42 pm (UTC)
Определяющее - группа слушателя академии ВАММ под руководством Цыганова Н.Ф....

Т.е. это типа дипломного проекта.... В училище, где я учился была целая толпа кандидатов технических наук, ну так положено))) Были даже доктора наук. Один доктор наук написал кандидатскую и докторскую диссертации про аккамуляторы. Но видно ничего прорывного предложено в 80-е годы не было, ибо продолжал преподавать на кафедре.

У курсантов передавалась по поколениям информация, что при сдаче экзамена по ТЭМЦ(теория электромагнитых цепей) в случае не знания билета, можно предложить уважаемому доктору наук рассказать устройство аккамулятора и написать формулу хим. процесса и ЭДС. Это давало гарантировано ЧЕТЫРЕ бала! Про аккамуляторы он мог слушать практически бесконечно))))

Эта рацуха из той же оперы.

И еще, уже в войсках, была возможность получить премию по линии внедрения рац. предложения. Из года в год предлагалось устройство подогрева картера двигателя. Деталей уже не помню, но рацуха состояла в хитром креплении к пробке слива масла нагревательного элемента к которому по проводам подавался ток. От элемента прогревалось масло и пуск был облегчен)))
mihalchuk_1974
May. 4th, 2015 06:31 am (UTC)
Согласен.
( 2 comments — Leave a comment )