mihalchuk_1974 (mihalchuk_1974) wrote,
mihalchuk_1974
mihalchuk_1974

Categories:

САУ ГАЗ-68. Гибрид ужа и ежа.



Почти сразу после окончания грандиозной Курской битвы были начаты работы по довольно странной машине: САУ артиллерийской поддержки известной сразу под несколькими названиями: «изделие 68-СУ», КСП-76, , или попросту ГАЗ-68.
Идея была проста - достаточно дешевое колесное шасси с приводом на все 4 колеса, скрестить со знаменитой грабинской пушкой ЗИС-3. С инициативой о создании колесной самоходки с 76-мм орудием в августе 1943 года выступил ведущий конструктор ГАЗ В.А. Грачев. Его поддержали конструкторское бюро и руководство завода. Наркомат Среднего машиностроения с пониманием отнесся к этой инициативе. Ну а что, за смешные деньги получить какую, никакую, но САУ, способную огнем в движении сопровождать механизированные войска.


Работы начались в октябре 1943 года, а уже в декабре был готов полноразмерный макет. В середине декабря 43-го конструкторы ГАЗ направили в ГБТУ проектную документацию. После выполнения некоторых доработок, предложенных Главным бронетанковым управлением, проект был утвержден. Разрешение на строительство опытной машины ГАЗ-68 было получено 7 февраля 1944 года. Примечательно, что к этому времени в документах появилось еще одно обозначение самоходки – КСП-76 («Колесная самоходная пушка с орудием калибра 76 мм»).




Уже в апреле 1944 года был изготовлен бронекорпус машины, а в мае она покинула цеха завода. Такая быстрота изготовления объяснялась просто: для изготовления ГАЗ-68, использовалось шасси полноприводного грузовика ГА№-63, созданное еще до войны, но в связи с началом ВОВ, отложенное в "долгий ящик".
Бронирование корпуса САУ составляло: лобовой лист 16 мм, бортовые листы 7 мм, днище 10 мм, МТО закрывалось щитом толщиной 5 мм. Вес корпуса 1140 кг. К тому же корпус имел очень малые габариты по высоте.
Также для уменьшения высоты машины орудие ЗИС-3 устанавливалось между колесных арок шасси САУ, на станке позволявшим осуществлять горизонтальную наводку в секторе 37 градусов, а по вертикали от -3 до +15 градусов. Боекомплект 40 выстрелов. В качестве дополнительного оружия для самообороны предлагались два пистолета-пулемета ППШ с 12 магазинами (852 патрона). Экипаж 3 человека. Мощность установленного в КСП-76 двигателя ГАЗ 202 - 85 л.с. Масса 5,4 тонны.



При испытаниях в общем-то отмечались многие положительные качества САУ, но ее подвело, как раз шасси грузовика ГАЗ-63, которое было не отработанным и не планировалось к производству. Да и проходимость колесного варианта САУ оказалась гораздо ниже ожидаемой. За отсутствием перспектив проект ГАЗ-68/КСП-76 закрыли сразу после завершения испытаний. Единственный построенный экземпляр этой самоходки так и остался в Кубинке. Сейчас он является экспонатом музея бронетанковой техники.










Tags: Мега танки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments